Работу над Седьмой симфонией Людвиг ван Бетховен завершил весной 1812 года. Сочинение впервые прозвучало только 8 декабря 1813 года вместе с «батальной симфонией» «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». После многих лет наполеоновских войн Австрия пребывала в победной эйфории, и новая симфония Бетховена как нельзя лучше соответствовала всеобщему настроению. Вскоре Седьмая заняла почётное место в «культурной программе» Венского конгресса.
Вагнер назвал Седьмую симфонию Бетховена «апофеозом танца». Действительно, она пронизана энергичными ритмами, и в ней нет ни одной по-настоящему медленной части. Музыка этой симфонии не движется от страдания к радости — радость царит в ней, начиная с первой части, и в финале достигает экстатической степени.
Партитура симфонии посвящена Бетховеном его другу и меценату графу Морицу фон Фрису, фортепианное переложение — императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I.
Анна Булычёва
Оконченная в октябре 1812 года Восьмая симфония почти полтора года дожидалась первого исполнения. Премьера прошла 27 февраля 1814 года в Вене в очередной бетховенской «академии» (авторском концерте) под управлением самого композитора. Создававшаяся одновременно с Седьмой симфонией, Восьмая близка ей своими яркими танцевальными ритмами; но если в масштабной Седьмой Вагнеру слышался «апофеоз танца», то камерной Восьмой присущи изящество, непринуждённость, какая-то шутливая грация. Бетховен называл её своей «маленькой симфонией», быть может, имея в виду характер своеобразного интермеццо между «героической идиллией» (так Серов называл первую часть Седьмой симфонии) и последним симфоническим шедевром — Девятой, «симфонией с хорами».
Восьмая симфония, по словам Чайковского, «от всех других симфоний Бетховена отличается необыкновеной сжатостью форм и выдержанным, до последней ноты, радостным праздничным настроением. Бетховен, обладавший в такой сильной степени способностью трагически настраивать слушателя, на этот раз вливает в душу его целые потоки радостно-счастливого чувства».
Иосиф Райскин