Сочинять скрипичные сонаты Людвиг ван Бетховен начал в Вене в 1797–1798 годах. Сам композитор с детства владел игрой на скрипке, хоть и не так виртуозно, как на фортепиано. Первые три скрипичные сонаты, соч. 12, были опубликованы в 1799 году и посвящены Антонио Сальери, у которого Бетховен брал уроки. Однако так как биографы не знают конкретное время их занятий, посвящение могло быть как благодарностью, так и произойти ещё до их знакомства и служить для привлечения внимания маститого мэтра к молодому амбициозному Бетховену.
Сонаты № 1 ре мажор и № 3 ми-бемоль мажор являются образцом ранней манеры письма композитора. В них безусловно чувствуется влияние Моцарта и Гайдна. Но проступает и смелый бетховенский нрав, его самостоятельный взгляд на трактовку этого жанра. «Сверстницами» этих сонат были серьёзные опусы: знаменитая «Патетическая» соната и Первая симфония. Сначала критика недружелюбно приняла скрипичные сонаты, упрекая Бетховена в излишней учёности музыки, отсутствии певучести и нагромождении трудностей. Но через какое-то время смогла оценить изобретательность и «серьёзный, мужественный стиль, выдержанный характер каждой партии». Особого внимания заслуживает Adagio из Третьей сонаты, которое считают одним из самых красивых у молодого Бетховена.
Соната № 4 ля минор, соч. 23 (1801) открыла новый этап в скрипичном творчестве композитора. В ней господствует взволнованно-тревожное чувство, исследователи связывают это с драматическими событиями в жизни автора, у которого серьёзно ухудшался слух. В целом её фактура аскетична и, несмотря на интенсивность развития, все три части заканчиваются на pianissimo (очень тихо).
В первые годы жизни в Вене Бетховен довольно много сочинял для духовых инструментов. Квинтет для фортепиано и духовых ми-бемоль мажор, соч. 16, был вдохновлён аналогичным сочинением Моцарта 1784 года (KV 452). Бетховен услышал его в Праге весной 1796 года во время гастрольного тура и летом того же года создал свой музыкальный ответ шедевру классика.
Впервые квинтет был исполнен 6 апреля 1797 года в венском концерте, организованном во дворце принца Йозефа Иоганна фон Шварценберга, которому Бетховен и посвятил сочинение в знак признательности. Несколькими годами позже композитор с минимальными изменениями аранжировал квинтет для фортепиано и трио струнных. Обе версии были опубликованы вместе под одним опусом в 1801 году.
Квинтеты Моцарта и Бетховена имеют много схожего: одинаковую тональность, нетривиальный состав (гобой, кларнет, валторна, фагот и фортепиано), единую модель в композиционном построении. И при этом бетховенское сочинение кардинально отличается: его музыка полна резких контрастов и яростной риторики, чередующейся с напыщенным пафосом и печальной лирикой. В этом произведении уже чётко проглядывается Бетховен своего «героического» периода. Различается и соотношение сил в ансамбле. Если Моцарт тонко переплетал фортепиано и партии духовых, то Бетховен их противопоставляет так, что порой его квинтет звучит как камерный концерт для фортепиано.
Наталья Рогудеева