Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Золушка


Балет в трёх действиях

Исполнители

Авторы и постановщики

Музыка Сергея Прокофьева 
Либретто Николая Волкова по мотивам сказки Шарля Перро
Хореография и постановка Алексея Ратманского (2002)
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Художники-постановщики – Илья Уткин, Евгений Монахов
Костюмы Елены Марковской
Художник по свету – Глеб Фильштинский 

Краткое содержание

Действие I
Комната в доме отца Золушки. Мачеха, сварливая и высокомерная женщина, и две ее дочери – Худышка и Кубышка, очень похожие на свою матушку и умом, и характером, заняты приготовлениями к предстоящему балу. Парикмахеры делают им прически. Золушка, в стареньком платьице, добрая и приветливая, выполняет в доме самую грязную работу.
Оставшись одна, Золушка грустит о прошлом, вспоминая о счастливых днях детства, о Матери – самой красивой и доброй женщине. Появляется Отец, и Золушка бросается ему на шею. Но он приходит пьяный, вместе с собутыльниками, и просит у дочери денег.
Мачеха набрасывается на мужа с руганью. Золушка опять одна.
Неожиданно появляется нищая старушка с авоськами. Одна Золушка привечает ее. Тем временем Мачеха и ее дочери заканчивают последние приготовления к балу.
Приходят учителя танцев. Они репетируют с Худышкой и Кубышкой, но бестолковые сестры не могут справиться с танцем. Золушка наблюдает за уроком.
Мачеха и сестры отправляются во дворец. Золушка мечтательно вальсирует, придумывая свой танец для бала. Снова появляется старушка-нищенка. Она оказалась феей и пришла наградить Золушку за ее доброту. Фея достает из своих тяжелых авосек хрустальные башмачки и платье и протягивает их девушке. Появляющиеся Времена года помогают Золушке преобразиться. Фея предупреждает Золушку, что волшебные чары будут действовать только до полуночи. Если Золушка вовремя не покинет дворец, она тотчас снова превратится в замарашку.

Действие II
Бал во дворце в разгаре. Входят Мачеха и ее дочери. Кубышка и Худышка, Мачеха и все дамы пытаются привлечь внимание Принца.
Неожиданно в зале появляется незнакомка. Мачеха и сестры не узнают Золушку.
Принц восхищен девушкой, он не отходит от нее ни на шаг. Теперь каждое ее движение вызывает восторг у придворных. Зал пустеет. Принц и Золушка остаются одни.
Золушка, увлеченная своими ожившими фантазиями, вдруг вспоминает о времени.
Часы начинают бить полночь. Золушка бросается прочь из дворца и второпях теряет башмачок. Принц и гости устремляются вслед за исчезнувшей незнакомкой. Принц поднимает крохотный башмачок – он поможет ему найти таинственную красавицу.

Действие III
Придворные дамы королевства в отчаянии: башмачок им слишком мал. Принц отправляется искать по белу свету пленившую его незнакомку.
Раннее утро. В доме, в своем уголке, дремлет Золушка. Проснувшись, она вспоминает минувшую ночь. Если бы не туфелька, которую она неожиданно нашла, Золушке показалось бы, что бал только приснился ей.
Появляются сестры. Они, конечно же, снова ссорятся. Золушка пытается их разнять, но вошедшая Мачеха набрасывается на нее.
Неожиданно вбегают сыщики: по городу ходит Принц, разыскивая девушку, потерявшую на балу башмачок.
Появляется Принц. Ни одна из стоящих перед ним девушек никак не напоминает неизвестную красавицу, но сыщики утверждают, что туфельку примерить необходимо.
Напрасно Кубышка и Худышка, а вслед за ними и Мачеха пытаются втиснуть свои ноги в крошечный башмачок. Спрятавшаяся в углу Золушка роняет свою туфельку.
Пораженный принц пристально вглядывается в девушку и узнает в ней ту, которую так упорно искал. Появившаяся Фея-нищенка убирает в котомку туфельки, которые на этот раз сослужили свою службу: они еще пригодятся.

О спектакле

«Золушка» стала дебютом Алексея Ратманского в форме многоактного сюжетного спектакля, до того в его постановочном багаже были только одноактовки и миниатюры. И Ратманский, в отличие от многих предшественников, ставивших этот балет, предложил интерпретацию масштабной партитуры Прокофьева, а не сюжета известной сказки. Оставив прошлому карамельно-сладкие детские сказки «о праве на счастье каждого, кто имеет доброе сердце», он поместил свою героиню во вневременную, но с приметами сегодняшнего дня среду, где чудеса вершат не прекрасные феи, а деловитая старушка-нищенка с сеткой апельсинов и свита задиристых панков. Глубину прокофьевского шедевра, его ноты тревоги и жизнелюбия Ратманский в союзе с Валерием Гергиевым, Ильей Уткиным, Евгением Монаховым и Еленой Марковской с постмодернисткой легкостью уместил в ироничном балете. Он предстал хореографом, на спектакле которого зрители смеются, а артисты, отдаваясь стихии игры, открывают в себе новые актерские грани и от души дурачатся. Так, дурачились сестры Золушки, изображая боксерский бой и поединок борцов сумо. А в сцене бала дурачился балетмейстер-сочинитель: чуждый какого-либо пафоса, он разрушал пафос сказочности. Вторя иронии, пронизывающей музыкальную тему Прокофьева, он создал пародию на традиционное сказочное представление о придворном обществе: то светские львы и львицы неуклюже переминались с ноги на ногу, то дамы жеманно потряхивали кистями, а кавалеры, сильно наклонив корпус, в глубоком плие скакали через сцену в па мазурки.

Ольга Макарова

Золушка в Мариинском театре


Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)