В программе солиста Мариинского театра Виталия Янковского — шедевры басового оперного репертуара и камерно-вокальной лирики Чайковского и Рахманинова. Её основу составляет обширная галерея ярких образов из бессмертных творений русских и зарубежных композиторов, от Верди до Прокофьева и Шостаковича.
Серию благородных вердиевских басов открывает романс Фиеско из оперы «Симон Бокканегра». Эта красивейшая ария — одна из жемчужин оперной лирики, занимающая особое место в басовом репертуаре. Фиеско — своего рода «уходящая натура», патриций-аристократ, а его романс «Истерзанный дух» — плач по безвременной кончине единственной дочери Марии.
Джованни ди Прочида — персонаж, которого сам Верди называл главным героем своей большой пятиактной оперы «Сицилийская вечерня». Врач-патриот, вернувшийся в отечество после трёхлетнего изгнания, полон решимости возглавить освободительную борьбу против иноземцев, во власть которых перешло управление островом. Программная ария «О мой Палермо» — это портретная характеристика Прочиды, воплощающая и радость героя по поводу долгожданной встречи с родным городом, и горе об утрате Сицилией независимости, и его желание восстановить справедливость.
«Набукко» — сочинение, с которым к Верди пришёл первый большой успех на музыкальной сцене. Написанный на переработанный библейский сюжет, «Набукко» стал и первым произведением, где значительную роль играют религиозные мотивы. Их средоточием является партия иерусалимского первосвященника Захарии, имеющего наибольшее количество сольных эпизодов в опере. Все они, включая знаменитое пророчество, воплощают идею того, что правильно избранный путь и вера в истинные идеалы приводят к спасению.
Во всём мире родиной басов называют Россию, что вполне обоснованно — испокон веков наша страна славилась низкими мужскими голосами: немецкий композитор Р. Шуман сравнивал звучание русских басов с органом. Михаил Глинка стал основоположником национальной традиции поручать басам заглавные роли в опере (Иван Сусанин, Руслан). Партия Бориса Годунова создавалась Мусоргским для баритона, однако после всемирного триумфа в ней Шаляпина прочно вошла в репертуар выдающихся басов, в том числе зарубежных. Монолог Годунова «Скорбит душа» передаёт тяжёлые предчувствия Бориса в сцене венчания на царство.
Развёрнутая ария Кончака — портретная характеристика коварного половецкого хана из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Хан ищет дружбы с русским князем, однако не в мирных целях, а потому что видит в нём перспективного союзника для своих грядущих завоеваний. Вокальная мелодия создаёт впечатление восточного красноречия, но в сопровождении всё время отбивается собранный ритм, передающий скрытую воинственность.
Один из самых патриотических персонажей русской оперы ХХ столетия — любимец народа Кутузов из грандиозной прокофьевской дилогии «Война и мир». Арией этого героя композитор сообщает ярко национальные черты: она написана в традициях русских эпических песен, при возвращении основную тему сопровождает имитация колокольного звона. Борис Тимофеевич в опере «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича — образ остро-характерный, в котором деспотизм патриархального хозяина сочетается с воспоминаниями о бурно проведённой молодости.
Надежда Кулыгина