Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Респиги. Мендельсон
«Времена года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы

Солист и дирижёр — Лоренц Настурика-Гершовичи


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка)
Камерный ансамбль Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Лоренц Настурика-Гершовичи

В ПРОГРАММЕ:

Отделение I

Отторино Респиги
Старинные танцы и арии для лютни (сюита № 3)

Феликс Мендельсон
Симфония для струнного оркестра № 9 до мажор (1823)

Отделение II

Астор Пьяццолла
«Времена года в Буэнос-Айресе» (переложение для скрипки и струнного оркестра Леонида Десятникова)

О концерте

В наследии Отторино Респиги немало произведений, воскрешающих итальянскую музыку прошедших эпох. Среди них — три сюиты «Старинных танцев и арий для лютни» (1917, 1923, 1931). Они составлены из лютневых пьес XVI–XVII веков в свободной обработке для струнного оркестра. Третья сюита также существует в версии для струнного квартета. Она открывается пьесой Italiana («Итальянская») анонимного автора конца XVI века – ровной, размеренной, бесстрастной и довольно безжизненной — примерно так во времена Респиги представляли себе идеал «старинного стиля». Придворная (или куртуазная) Ария бургундца Жан-Батиста Безара — целая сюита из маленьких разнохарактерных пьес.
Анонимная Сицилиана меланхолична, как почти все сицилианы ХХ века, а финальная Пассакалья графа Лодовико Ронкалли (который, правда, сочинил ее вовсе не для лютни, а для гитары) ожидаемо торжественна. Судя по четырехзвучным аккордам, порученным сперва скрипкам, а затем и всем остальным струнным, Респиги в своей вольной обработке явно подражал знаменитой Чаконе для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха.

Феликс Мендельсон — автор пяти симфоний для большого оркестра и тринадцати — для струнного. Последняя точка в партитуре Девятой симфонии для струнного оркестра была поставлена 12 марта 1823 года, когда композитору было всего 14 лет. За раннюю зрелость и удивительную легкость письма Мендельсона часто сравнивают с Моцартом. Первая часть Девятой, за исключением патетического вступления, выдержана как раз в стиле Моцарта, а вся симфония насыщена полифоническими приемами, словно Мендельсон стремился превзойти моцартовский «Юпитер».
Во второй части симфонии юный композитор использует скромные средства и создает с их помощью мастерское полотно — как известно, ограничения часто стимулируют вдохновение.
Небольшой оркестр он умудряется разделить надвое: начальный мажорный раздел и репризу исполняют скрипки, средний раздел (минорное фугато) — альты, виолончели и контрабасы. Настолько сильные контрасты в музыке для одних струнных практически не встречаются.
Третья часть — охотничье скерцо (первое в творчестве Мендельсона, будущего автора знаменитого скерцо из музыки к «Сну в летнюю ночь»). В пасторальном трио звучит тема швейцарской песни, которую Мендельсон слышал, путешествуя с родителями по Швейцарии: из-за этого Девятую симфонию иногда называют «Швейцарской».
Почти весь финал до-мажорной симфонии, вплоть до быстрой и шумной коды, протекает в до миноре (вероятно, по образцу «Императорского» квартета Гайдна). Эта часть уникальна своей полифоничностью. Обычно композитор, желающий внедрить в сонатную форму фугато, помещает его в разработку, Мендельсон же снабдил последнюю часть симфонии тремя (!) фугато — в экспозиции, разработке и репризе. Что вовсе не означает, будто его Девятая — сухое, академичное упражнение в композиции.

Сюита Астора Пьяццоллы «Времена года в Буэнос-Айресе» сложилась по счастливому стечению обстоятельств. В 1965 году было написано «Лето в Буэнос-Айресе», для спектакля по пьесе Альберто Муньоса «Золотые волосы». В 1969–1970 годах Пьяццолла постепенно добавил «Осень», «Весну» и знаменитую «Зиму». Четыре времени года в южном полушарии опрокинуты: зима жаркая, лето холодноватое. Весна и осень выражены неярко, да и вообще аргентинские сезоны отличаются друг от друга не так сильно, как отличаются двенадцать месяцев в нашем климате – и в музыке Чайковского. Все же «Времена годы» Пьяццоллы у нас прижились, как родные. Эти танго, то меланхоличные, то агрессивные, полны романтики. В них есть герой, сильные эмоции и ощущение свободной импровизации – все, как в цыганской традиции. При этом у сочинений Пьяццоллы хороший «запас прочности», непростая композиторская техника, замешанная на классике и джазе. Пьяццолла написал эти танго для своего квинтета, а играют их самыми разными составами, но обычно лидерство за струнными инструментами.

В свое время стиль «новое танго» на родине композитора восприняли в штыки. Сегодня танго и бандонеон (разновидность гармони, с которой Пьяццолла объехал весь мир) стали символами Аргентины, потеснив гаучо, пончо и пампасы.

Анна Булычёва

Об исполнителях

Камерный ансамбль Приморской сцены — коллектив, созданный на базе симфонического оркестра театра. В его состав входят лучшие музыканты-струнники, дипломанты и лауреаты международных музыкальных конкурсов. Все они — ведущие солисты симфонического оркестра Приморской сцены, и теперь предстанут как тонкие ансамблисты и интерпретаторы мировых шедевров камерной музыки. На II Международном Дальневосточном фестивале «Мариинский» коллектив впервые представит интересную программу, подготовленную под руководством всемирно признанного мастера камерного музицирования, скрипача и дирижёра Лоренца Настурики-Гершовичи (Германия).

«Когда есть такой великолепный концертмейстер, как Лоренц Настурика-Гершовичи, то солист уже не нужен», — писал о музыканте Эгберт Толл в Süddeutsche Zeitung. Настурика-Гершовичи неоднократно получал высокую оценку не только как скрипач, но и глава различных камерных ансамблей. В качестве солиста и дирижёра он выступает с коллективами топ-класса, среди которых Трио им. C. Челибидаке, «Виртуозы Берлинской филармонии», Октет Берлинской филармонии и Sinfonietta Berlin. С 2004 года Настурика-Гершовичи возглавляет Камерный оркестр Мюнхенской филармонии, а также занимает должность концертмейстера Мюнхенского филармонического оркестра.

На протяжении многих лет музыкант активно сотрудничает с маэстро Валерием Гергиевым. С 2013 года стал во главе Страдивари-ансамбля Мариинского театра — уникального коллектива, в котором исполнители играют только на старинных струнных инструментах работы Амати, Страдивари, Гварнери. Потрясающее звучание ансамбля и тонкое, стильное прочтение мировых музыкальных шедевров сделали коллектив одним из фаворитов петербургской публики. На фестивале «Мариинский» Лоренц Настурика-Гершовичи впервые станет за пульт Камерного ансамбля Приморской сцены.

23 июля слушателей ждёт встреча с произведениями композиторов XIX–XX века, стилизованных под музыку предшествующих эпох. В программе вечера — сюита из старинных танцев и арий для лютни Отторино Респиги, симфония для струнного оркестра Феликса Мендельсона в духе Моцарта и гениальный современный ответ шедевру Вивальди — «Времена года в Буэнос-Айресе» создателя стиля «новое танго», аргентинца Астора Пьяццоллы.

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)