В преддверии весеннего женского праздника солисты оперной труппы Приморской сцены Мариинки решили сделать музыкальный подарок прекрасной половине человечества. В одном концерте собраны почти все мужские голоса театра — тенора, баритоны, бас, — которые будут говорить о любви к женщине языком русской романсовой лирики XIX века.
Основу программы вокального вечера составляют две вехи отечественного классического романса — сочинения Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), основоположника русской композиторской школы, и позднеромантические шедевры Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943), поднявшего жанр вокальной миниатюры на новую высоту. Между произведениями этих композиторов — весь путь «золотого века» русского романса.
Глинка — настоящий классик по своему мироощущению; его музыка наполнена ясностью, яркой характерностью и жанровой конкретностью образов. Любовная лирика представлена с самых разных сторон: здесь и героический марш («Рыцарский романс»), застольная («Мери»), русская свадебная песня («Северная звезда») и испанские мотивы («Болеро»). Одни из самых популярных пушкинских романсов Глинки — «Я здесь, Инезилья», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», также представлены в программе вечера.
Рахманинов — «последний романтик» с обострённым чувствованием трагических коллизий переломной эпохи. Его романсы — это настоящие драматические монологи, полные тонких музыкально-психологических нюансов. Партия фортепиано становится в них не менее значимой, нежели вокальная строчка: инструмент договаривает, комментирует, сопереживает певцу, а не служит ему лишь простой гармонической основой. Партии обоих исполнителей настолько слиты в единое целое, что разделив их, пропадёт весь художественный эффект. Диапазон любовных переживаний тоже возрастает — здесь чувства накалены до предела: от восторга («Я был у ней») до отчаяния («О, нет, молю, не уходи»). В своём творчестве Рахманинов сделал жанр вокальной миниатюры поистине концертным. Однако эти высоты не были бы достигнуты без целого ряда произведений прекрасных композиторов. Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) — кумир и творческий ориентир Рахманинова, сумел соединить в своих романсах бытовые интонации городской культуры с высоким оперным искусством: кажется, будто некоторые из его вокальных миниатюр сошли со страниц «Евгения Онегина» («Зачем?», «Забыть так скоро»). Значительный вклад в развитие романсовой лирики внесли и его современники: расширяет границы жанра серенады в «Ночном зефире» Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869); неповторимую по глубине трагического чувства и благородству выражения элегию «Для берегов отчизны дальней» создаёт Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887). Чрезвычайно любопытно сравнить два воплощения восточного колорита в персидской песне «Клубится волною» Антона Григорьевича Рубинштейна (1829–1894) и романсе Рахманинова «Она как полдень хороша». Сколь различны оттенки любви, столь многообразны и жанровые преломления, в которых композиторы воплощают вечные чувства. Программа «С любовью к женщине» демонстрирует всё богатство русской романсовой лирики, которая удовлетворит запросы как неискушённого слушателя, так и настоящего меломана, а исполнение этих произведений замечательными певцами оперной труппы сделает вечер поистине незабываемым.
Наталья Рогудеева