ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

Калейдоскоп оперных премьер. 2018–2020

Начиная с Третьего фестиваля «Мариинский», магистральным направлением следующих лет стало знакомство публики с самым разнообразным репертуаром. Дальневосточных зрителей ждали шедевры Вагнера и Штрауса, Чайковского и Прокофьева в исполнении настоящих звёзд оперы с Валерием Гергиевым за пультом оркестра.

«Мы стараемся обогатить афишу фестиваля таким образом, чтобы город узнавал сразу пять-семь новых названий как опер, так и балетов, — рассказал Валерий Гергиев на пресс-конференции, посвящённой III фестивалю «Мариинский». — За три фестиваля мы показали десятки спектаклей, причём привозили такие постановки, которые точно никогда не показывали не то, что во Владивостоке, — на всём Дальнем Востоке, а то и в близлежащих странах».


Валерий Гергиев — о задумках фестиваля. Пресс-конференция 5 августа 2018 года
Фото Геннадия Шишкина


Интерес к событиям фестиваля «Мариинский» давно уже вышел далеко за пределы Приморья и даже России. На его спектакли и концерты покупают билеты в Японии, Корее, Тайване, Китае — и покупают сотнями.

Если в афише стоит имя Валерия Гергиева — в зале не просто аншлаг, а как говорят журналисты, настоящий «переаншлаг».

На III фестивале маэстро продирижировал тремя операми, среди которых — «Саломея» Рихарда Штрауса в концертном исполнении. В заглавной партии — новая звезда, сопрано-открытие Елена Стихина, для которой дебют в образе Саломеи в Мариинском театре в прошлом году стал подлинным триумфом.

Впервые во Владивостоке звучит «Саломея». С Еленой Стихиной и Евгением Никитиным. 4 августа 2018 года
Фото Геннадия Шишкина


Всё чаще в составах спектаклей с Валерием Гергиевым наряду с артистами Мариинского театра из Петербурга появляются солисты оперной труппы Приморской сцены. А также хор владивостокского театра. И это не случайность — закономерный итог большой работы над качеством исполнения.

Хор и солисты оперной труппы Приморской сцены — важные участники событий с маэстро. Концертное исполнение «Чародейки» Петра Чайковского. 4 августа 2019 года
Фото Геннадия Шишкина


Маэстро, не изменяя традициям прошлых лет, продолжает цикл показов опер Рихарда Вагнера. Впервые во Владивостоке зрители увидели спектакль «Тристан и Изольда» в современном прочтении.

«Мы сюда привозим только лучшие свои спектакли, те, которые показывали в Италии, в Париже, в Нью-Йорке, — делился Валерий Гергиев. — По-моему, это прекрасно, когда владивостокцы видят то, что видели парижане, причём с теми же солистами».

Пятичасовая опера стала откровением, наслаждением и, одновременно, непривычным испытанием для пытливых слушателей. Однако на вопрос, хотели бы ещё увидеть подобные спектакли в афише, почти каждый отвечал утвердительно.

Актуальное прочтение Вагнера — культурный шок для зрителей фестиваля. Юлия Маточкина и Елена Поповская в постановке «Тристан и Изольда». 5 августа 2018 года
Фото Геннадия Шишкина


На следующем фестивале маэстро представил премьеру вагнеровского «Парсифаля» в масштабной постановке Тони Палмера. «На протяжении нескольких часов Гергиев увлекал своей стихийной мощью не только хор, солистов и Мариинский оркестр, но и публику, внимающую волшебным звукам вагнеровской мистерии», — отмечал рецензент «Музыкальной жизни».

В предвкушении мистерии Вагнера. 3 августа 2019 года
Фото Геннадия Шишкина

«Парсифаль» — «священный Грааль» оперного репертуара. 3 августа 2019 года
Фото Геннадия Шишкина


Не менее достойными проектами стали концертные исполнения оперных жемчужин Петра Чайковского: «Иоланты» с Ириной Чуриловой (2018) и «Чародейки» с Марией Баянкиной (2019). Сильный состав и выразительная игра оркестра потрясали своей страстью и энергичным воздействием в драматичных эпизодах даже без специальных декораций.

После концертного исполнения оперы «Иоланта» Петра Чайковского. 4 августа 2018 года
Фото Геннадия Шишкина


В декабре 2019 года после обширного гастрольного тура по странам Азиатско-Тихоокеанского региона Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра дали два концерта на Приморской сцене, представив классику своего репертуара — знаменитые произведения Мендельсона, Дебюсси, Берлиоза.

Изучаем оркестр с Валерием Гергиевым. Исполнение симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк». 11 декабря 2019 года
Фото Геннадия Шишкина


Одну из программ маэстро посвятил музыке Прокофьева. И тут зрителей ждал настоящий сюрприз — в роли чтеца симфонической сказки «Петя и волк» Валерий Гергиев выступил лично.

Вечер музыки Сергея Прокофьева. Пианист Илья Рашковский солирует в Третьем фортепианном концерте. 11 декабря 2019 года
Фото Геннадия Шишкина

С Симфоническим оркестром Мариинского театра. 11 декабря 2019 года
Фото Геннадия Шишкина


Пандемия по всему миру стала серьёзным испытанием для всех артистов: «Это головокружительное падение, мы никогда ни с чем подобным не сталкивались», — говорил Валерий Гергиев, под чьим руководством действовали не только театры и концертные залы, но и множество фестивалей. Можно ли думать о том, что ежегодный фестиваль «Мариинский» во Владивостоке состоится в таких условиях — ведь границы закрыты, зрителей из азиатских стран не будет?

Как только часть ограничений в июне 2020 года стали снимать, Валерий Гергиев с симфоническим оркестром и солистами театра возобновили выступления, дав больше сотни концертов в разных регионах страны. Чтобы приехать во Владивосток, маэстро отказался от участия в Зальцбургском фестивале: «Мне кажется, морально правильнее в этой ситуации сделать что-то в России, ведь концерты, музыка возвращают в жизнь регионов определённый оптимизм», — «оправдывался» он на пресс-конференции.

Пятому фестивалю быть!
Фото Геннадия Шишкина


Пятый Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский» стартовал 14 августа и продлился 24 дня.

«Несмотря на полное отсутствие туристов из Китая, Южной Кореи, Японии, Сингапура и Тайваня, а они порой составляли больше половины зрителей в зале, мы решили не переносить мероприятие на следующий год, — заявил Валерий Гергиев. — По моему убеждению, переносить его на октябрь или ноябрь тоже не стоило, чтобы не обмануть ожидания приморской публики, привыкшей за пять лет, что фестиваль проходит летом. Поэтому мы привезли во Владивосток своих лучших артистов Мариинки, которые могут украсить собой любой международный фестиваль».

Меццо-сопрано Екатерина Семенчук — драгоценная звезда фестиваля. После концертного исполнения «Сельской чести» Пьетро Масканьи. 30 августа 2020 года
Фото Геннадия Шишкина


Маэстро представил четыре оперных премьеры. Впервые во Владивостоке в концертной версии прозвучали сочинения, которые мариинская труппа недавно добавила в репертуар или восстановила в нём, пользуясь вынужденными паузами во время пандемии. Среди них — «Огненный ангел» Сергея Прокофьева, возобновлённый после восьмилетнего перерыва с новым составом вокалистов, «Сельская честь» Пьетро Масканьи и Третий акт оперы Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Успешное продолжение вагнеровского цикла. Третий акт «Нюрнбергских мейстерзингеров» в концертном исполнении. 30 августа 2020 года
Фото Геннадия Шишкина


Впервые на Приморской сцене услышали всемирно известный бас Ильдара Абдразакова — певец вышел в одной из своих коронных партий, Филиппа II, в премьерном показе «Дон Карлоса» Джузеппе Верди.

Ильдар Абдразаков впервые выступает во Владивостоке. «Дон Карлос» Джузеппе Верди. 29 августа 2020 года
Фото Геннадия Шишкина

Поклоны на премьере «Дон Карлоса» Джузеппе Верди. 29 августа 2020 года
Фото Геннадия Шишкина


Дальше — не менее грандиозные планы. Особые задачи и у владивостокского театра. «Важно показать зрителю оперы русских композиторов — „Руслан и Людмила“, „Борис Годунов“, „Мазепа“, то, что не звучало здесь давно или редко звучит. Сегодня столица ДФО смелыми и решительными шагами идёт к тому, чтобы быть оплотом оперной культуры на востоке России», — подытожил Валерий Гергиев на встрече с прессой.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.