Безусловный успех первого фестиваля подтвердил большую перспективность приморского региона с точки зрения развития классического искусства. Поэтому замах на следующий форум стал ещё более крупным.
Второй фестиваль, по словам Валерия Гергиева, важнее первого — ведь он доказывает, как всерьёз и надолго пришёл Мариинский театр на берега Японского моря.
«Мы не можем позволить себе чего-то в духе: вот, в первый год взялись изо всех сил, даже фестиваль провели, а потом сдулись, спустили на тормозах. Нет, так рисковать репутацией Мариинского театра я не могу. Поэтому мы сделали второй фестиваль более насыщенным, длительным, разнообразным», — подчеркнул маэстро.
Ко второму фестивалю готовы!
Фото Геннадия Шишкина
II Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский» проходил уже на протяжении целого месяца — с 15 июля по 13 августа. 40 спектаклей и концертов за 30 дней. География расширена: теперь это выступления не только во Владивостоке, но и в Уссурийске, Южно-Сахалинске, а также в Китае, Южной Корее и Японии. «Фестиваль строит мост между странами, и это уже данность», — отметил Валерий Гергиев.
«Второй фестиваль — важнее первого». Валерий Гергиев на пресс-конференции. 25 июля 2017 года
Фото Геннадия Шишкина
В этот раз праздник классического искусства был посвящён двум крупным юбилеям: 135-летию со дня рождения Игоря Стравинского и 85-летию Родиона Щедрина. «Знакомить с музыкой крупнейших композиторов, а тем более русских композиторов — это наша прямая обязанность, наша ответственность», — считает маэстро.
Время Стравинского. 25 июля 2017 года
Фото Геннадия Шишкина
На концертах «Стравинский во Владивостоке» под управлением Валерия Гергиева прозвучали такие великие партитуры композитора, как «Весна священная» и «Петрушка».
Музыка живого классика, большого друга Мариинского театра и лично маэстро Родиона Щедрина тоже была разнообразно представлена на фестивале. Первый фортепианный концерт мариинский оркестр исполнил с молодой солисткой из Японии — Канон Мацудой. А опера «Очарованный странник», написанная Щедриным для концертной сцены, впечатлила своей мощью и глубиной.
Первое исполнение во Владивостоке оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник». Солисты — Олег Сычёв, Екатерина Сергеева, Станислав Леонтьев. Объединённый хор Приморской сцены и Мариинского театра. 9 августа 2017 года
Фото Геннадия Шишкина
Настоящий парад пианистов из разных стран представили «Рахманиновский цикл» в двух частях. Прозвучали все пять фортепианных концертов великого русского романтика. Солистами стали Сергей Бабаян (США), Иван Бессонов (Россия), Дмитрий Левкович (Канада), Мин Се (Китай) и Джордж Харлионо (Великобритания).
Одним из самых трогательных и запоминающихся стало выступление с оркестром Мариинского театра японского пианиста Нобуюки Цудзи. Незрячий от рождения, виртуозный музыкант стал уникальным явлением в мировой культуре. «Это гордость Японии. Это гордость музыкального сообщества. Я считаю его младшим другом и для меня большая радость его приезд во Владивосток», — рассказал Валерий Гергиев на пресс-конференции.
Услышать вживую пианиста Нобуюки Цудзи — редкое счастье и удача. 9 августа 2017 года
Фото Геннадия Шишкина
Нобуюки тоже был счастлив вновь выступить с дирижёром: «Для меня всегда большая честь играть с маэстро Гергиевым. Он не только большой музыкант, каждый концерт — это что-то новое и свежее. Он замечательный человек. И поддерживает меня не только в творческих начинаниях. В жизненных ситуациях он всегда готов помочь и оказаться рядом».
Музыканты исполнили Пятый фортепианный концерт Бетховена. Это выступление потрясло слушателей. Многие не могли сдержать слёз. Публика трижды вызывала Нобуюки Цудзи на бис.
«Я считаю его младшим другом и для меня большая радость его приезд во Владивосток». Валерий Гергиев и Нобуюки Цудзи. 9 августа 2017 года
Фото Геннадия Шишкина
Выступление гениального слепого пианиста во Владивостоке — ярчайшее событие II фестиваля «Мариинский». 9 августа 2017 года
Фото Геннадия Шишкина
Невероятным событием стал концерт Симфонического оркестра Мариинского театра и Валерия Гергиева в Уссурийске. В качестве солиста на сцену вышел ещё один дорогой гость фестиваля — всемирно признанный скрипач Николай Цнайдер.
Дом офицеров Уссурийского гарнизона в ожидании концерта маэстро. 4 августа 2017 года
Фото Геннадия Шишкина
Выдающийся дирижёр — в историческом приморском городе. 4 августа 2017 года
Фото Геннадия Шишкина
Симфонический оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев впервые выступают в Уссурийске. 4 августа 2017 года
Фото Геннадия Шишкина
Услышать выступления артистов такого уровня — огромное событие для уссурийцев. 4 августа 2017 года
Фото Геннадия Шишкина
Продолжил маэстро и знакомство публики с шедеврами Рихарда Вагнера. Впервые на Дальнем Востоке показали оперу «Летучий голландец» в постановке британского режиссёра Йана Джаджа с одним из лучших исполнителей партии Голландца в мире — Евгением Никитиным, а также восходящей звездой оперы — сопрано Еленой Стихиной в партии Сенты.
Не обошёлся фестиваль и без оперных раритетов — «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди был представлен в постановке Андреа Де Розы и Владиславом Сулимским в заглавной партии. Запомнилось и заявленное как полусценическое, а по факту смотревшееся как полноценная постановка, исполнение «Дон Жуана» Моцарта с Альбиной Шагимуратовой и Евгением Никитиным.
Оперы, балетные постановки и симфонические концерты второго фестиваля посетили около 50 тысяч зрителей из России, Азии и Европы. Сомнений в том, что он нужен и состоится на следующий год, уже нет ни у кого.
Стоячими овациями завершался каждый концерт фестиваля. 25 июля 2017 года
Фото Геннадия Шишкина
Осенняя афиша принесла публике Владивостока ещё один потрясающий музыкальный подарок. На двух концертах 29 и 30 ноября пианист Денис Мацуев вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнили все произведения Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром.
Дениса Мацуева и Валерия Гергиева связывает длительное успешное сотрудничество. 30 ноября 2017 года
Фото Геннадия Шишкина
«Рахманиновский цикл» во Владивостоке. 29 ноября 2017 года
Фото Геннадия Шишкина
Отныне переход из состояния регионального театра в театр мирового значения, в Мариинский, Приморской сценой совершён. Следующая цель маэстро — навсегда определить роль Владивостока как культурного лидера в этой части АТР.