Спящая красавица

Балет-феерия Петра Чайковского

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа (по сказкам Шарля Перро)
Хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева (1952), Эльдара Алиева (2017)

Декорации и костюмы Вячеслава Окунева
Художник по свету — Александр Наумов

Краткое содержание

Пролог
Гости со всего королевства съехались во дворец короля Флорестана XIV, где король и королева празднуют рождение дочери — принцессы Авроры. Под нежные звуки арф и скрипок появляется фея Сирени со своей свитой. Слетаются добрые феи — Нежности, Резвости, Щедрости, Смелости и Беззаботности. Каждая из них принесла новорождённой свой дар.
Испуганные слуги возвещают о приближении страшной гостьи — старой и безобразной феи Карабос, которая разгневана тем, что её забыли пригласить на бал. Она вызывает видение юной Авроры и предсказывает ей смерть от укола вязальной спицей.
Фея Сирени отстраняет Карабос от колыбели Авроры и обещает принцессе своё покровительство. Беснуясь и грозя, злая фея покидает зал.
Чтобы избежать предсказанного несчастья, король издаёт указ, в котором под страхом смертной казни запрещает пользоваться спицами в его королевстве.

Действие I
Со дня рождения принцессы Авроры минуло шестнадцать лет. Во дворце гости. Авроре представляют женихов. Она со всеми мила, танцует с каждым из них, но никому не отдаёт предпочтения. К принцессе подходит старушка с букетом роз. Аврора берёт букет и кружится в вальсе. Продолжая танцевать с букетом, принцесса обнаруживает в нём острую спицу. Уколов палец, она падает без чувств. Все охвачены горем. В этот миг с плеч старухи спадает плащ. Это торжествующая фея Карабос. Обнажив шпаги, женихи бросаются к ней, но волшебница исчезает.
Появляется фея Сирени — покровительница Авроры. Она не может развеять злые чары Карабос, но в её силах ослабить зло. Взмахом волшебного жезла добрая фея погружает в сон Аврору и всё королевство. Парк зарастает кустами сирени. В их густой чаще скрывается замок.

Действие II
Картина 1
Прошло сто лет. В лесу охотится принц Дезире со своими друзьями и приближёнными. Когда он остаётся один, перед ним появляется фея Сирени. Она вызывает образ Авроры. Очарованный принц устремляется к ней, но, кружась в сонме нереид, Аврора удаляется и исчезает. Дезире страстно желает вновь увидеть принцессу. Вместе с феей Сирени он плывёт в ладье к заколдованному замку.

Картина 2
В заросшем парке бодрствуют злая фея Карабос и её слуги. Они преграждают путь всякому, кто намерен проникнуть в спящее царство. Внезапно доносятся звуки, предвещающие появление феи Сирени. Перед её властью Карабос бессильна. Между тем Дезире уже достиг стен королевского замка. Он вступает в борьбу с Карабос и побеждает. В поисках принцессы Дезире нетерпеливо проходит среди спящих придворных. Вот он у ложа погружённой в сон Авроры. Страстным поцелуем принц пробуждает спящую красавицу. Вместе с ней просыпается всё королевство. Горячее чувство первой любви охватывает Аврору и Дезире. Покорённый красотой и обаянием Авроры, принц просит у короля и королевы руки их дочери.

Действие III
Во дворце празднуется пышная свадьба Авроры и Дезире. Среди многочисленных гостей персонажи сказок: принцесса Флорина и Голубая птица, Кот в сапогах и Белая кошечка, Волк и Красная шапочка, Золушка и принц Фортюне. Аврору и Дезире пришли поздравить феи Бриллиантов, Сапфиров, Золота и Серебра. В праздничном дуэте выступают счастливые новобрачные.

Апофеоз
Наступает всеобщее ликование. Из искрящегося каскада возникает фея Сирени — олицетворение всепобеждающего и торжествующего добра.

О спектакле

Инициатором судьбоносной встречи Петра Чайковского и Мариуса Петипа стал директор Императорских театров Иван Всеволожский. Его идеей было поставить балет по французской сказке, он написал либретто, придумал костюмы невероятной красоты и стал соавтором чуда, рождённого гением двух великих мастеров.

«Спящая красавица» оказалась вполне традиционной и абсолютно новой. Её музыка, как и другие балетные партитуры второй половины XIX века, была написана по чёткому плану хореографа с указанием количества тактов и характера звучания. Но исполнение заказа не ограничило музыку Чайковского лишь ожидаемой дансантностью. Балет зазвучал полнокровным образным симфонизмом. Его мелодическое богатство не могло не вдохновить на великие свершения. Сочинение Чайковского вдохновило Петипа не на революционные переломы, хореограф услышал в нём гармонию. И его «Спящая» не стала поиском новых путей, а в идеальной конструкции собрала всё созданное многолетним трудом хореографа на петербургской сцене. Танцевальную гармонию спектакля определили сбалансированные пропорции ингредиентов — пантомимы, жанровых зрелищных сцен и классических танцевальных форм, выстроенных в безупречной логике развития хореографического действия от ансамбля к сольному выходу балерины. Модель большого балета, знакомая по отдельным элементам и новаторская по безупречности композиции, стала венцом становления балетного искусства XIX века. И в то же время именно «Спящая красавица» дала старт балетным открытиям века ХХ. Очарованный шедевром Чайковского, Петипа и Всеволожского, Александр Бенуа, а вслед за ним и самые передовые создатели балетов уже следующей художественной формации сочиняли в духе минувших эпох и далёких культур. Пленительная атмосфера Франции времён Людовика XIV, воссозданная в «Спящей», открыла путь модернистским стилизациям мирискусников.

Ольга Макарова

Премьера в Мариинском театре: 3 января 1890 года, Санкт-Петербург
Премьера редакции Константина Сергеева: 25 марта 1952 года, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова, Ленинград
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 26 мая 2017 года, Владивосток

Продолжительность спектакля: 3 часа 20 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами

Возрастная категория: 6+
Спящая красавица
в афише
12 апреля 2025, 19:00
© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)