Волшебная романтическая опера Михаила Глинки «Руслан и Людмила» — совершенно особенное произведение для меня. Пушкинская поэма стала первой серьёзной книжкой, которую я прочитал самостоятельно в раннем возрасте, глинкинское творение — одной из первых опер, увиденных в Мариинском, тогда ещё Кировском театре. Дома я сотни раз переслушивал её чарующие мелодии на пластинках и выучил музыку буквально наизусть.
Мечта создать особенный спектакль по мотивам «Руслана» появилась давно.
Дело в том, что если партитура Глинки безусловно признана как одно из главных достижений русской классической музыки XIX века, то либретто оперы оставляет много вопросов. Чтобы понять почему, обратимся ко времени написания произведения.
Хотя сам Пушкин одобрил намерение Глинки создать оперу по «Руслану и Людмиле» и планировал самостоятельно адаптировать сюжет для этого, внезапная смерть поэта исключила возможность его участия в написании либретто. Очевидно, что композитор начал сочинение музыки ещё до появления законченного литературного текста, по его собственным словам «вовсе не заботясь о драматическом движении и ходе пьесы, полагая, что это можно было уладить впоследствии».
Кроме того, задумываясь об успехе будущего спектакля у публики, Глинка внёс в сюжет ряд нелогичных изменений с середины третьего акта, чтобы дать больше выходов звезде оперной сцены — контральто Анне Петровой-Воробьёвой, в расчёте на которую писалась партия Ратмира. Из-за этого, например, всю первую картину пятого акта поёт Ратмир, а не главный герой — Руслан.
Для исполнения на Приморской сцене Мариинского театра я создал оригинальную литературно-музыкальную композицию, которая, основываясь на изумительной музыке Глинки, возвращает «Руслана и Людмилу» к изначальному сюжету поэмы Пушкина. При этом было убрано несколько номеров, часть музыки передана «обратно» Руслану, возвращены важные сюжетные ходы (убийство и чудесное оживление главного героя). Звучание музыки перемежается чтением фрагментов поэмы и сопровождается песочной анимацией, что позволяет окунуться в сказочный мир образов великолепного «русского фэнтези», вышедшего из-под пера двух гениев русской культуры!
Павел Смелков