Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Раймонда


Балет Александра Глазунова

Исполнители

Раймонда — Лада Сартакова
Жан де Бриен — Денис Клепиков
Абдерахман — Юрий Зиннуров
Клеманс — Арина Нагасэ
Генриетта — Саки Нисида

Авторы и постановщики

Музыка Александра Глазунова
Либретто Лидии Пашковой и Мариуса Петипа в редакции Эльдара Алиева на сюжет рыцарской легенды
Хореография Мариуса Петипа (1898) в редакции Константина Сергеева (1948) и Эльдара Алиева (2023) с использованием хореографических фрагментов Фёдора Лопухова (1922)
Перенос характерных танцев — Елена Баженова (Мариинский театр)
Декорации Симона Вирсаладзе
Костюмы Вячеслава Окунева
Художник по свету — Эльдар Алиев
Ассистент художника по свету — Сергей Чуров

Краткое содержание

Действие I
Картина первая
В средневековом замке графини Сибиллы де Дорис готовятся к празднованию именин племянницы графини Раймонды. В замке царит приподнятое настроение. Сенешаль извещает о прибытии графини Сибиллы и Раймонды. Их появление привлекает всеобщее внимание.

В разгар праздника в сопровождении оруженосца в зал входит жених Раймонды рыцарь Жан де Бриен, который вновь признаётся своей возлюбленной в беспредельной любви. Неожиданно в сопровождении рыцарей на торжестве появляется король Андрей II и сообщает присутствующим о предстоящем участии Жана де Бриена в военном походе.

Поклявшись разбить врага, Жан де Бриен прощается с прекрасной Раймондой и в сопровождении рыцарей покидает замок.

Праздник омрачён происходящими событиями. Опечаленная Раймонда остаётся в окружении подруг Генриетты и Клеманс, а также трубадуров Бернара и Беранже. Друзья пытаются развеять печаль Раймонды, которая хочет остаться одна. С мыслями о Жане де Бриене, Раймонда погружается в сон.

Картина вторая
Раймонде снится, что она вновь со своим возлюбленным, окружённая небесными девами в прекрасном неведомом ей мире.

Картина третья
Внезапно Жан де Бриен исчезает, и Раймонда оказывается в шатре. Вместо возлюбленного Раймонды появляется мрачный и грозный сарацинский шейх, который преследует её. От потрясения Раймонда лишается чувств.

Картина четвёртая
Первые лучи солнца будят Раймонду, и, проснувшись в окружении подруг и придворных дам, Раймонда осознаёт, что это был всего лишь сон.

Действие II
Картина пятая
Во внутреннем дворе замка графини Сибиллы де Дорис празднество. Графиня и Раймонда окружены свитой. Раймонду не покидают мысли о возлюбленном, возвращения которого из похода она с нетерпением ждёт.

В числе прочих гостей на празднество прибывает восточный шейх Абдерахман, в котором Раймонда с тревогой узнаёт сарацина, явившегося ей во сне в ночь именин. Абдерахман потрясён красотой Раймонды и пылко признаётся ей в любви. Раймонда холодна с Абдерахманом. Он приказывает своей пышной свите развлечь Раймонду и её гостей. Потерявший голову от страсти к Раймонде Абдерахман с помощью верного слуги Али и своих вассалов пытается похитить её.

Внезапно появляется возвратившийся из похода Жан де Бриен в сопровождении благородных рыцарей и спасает Раймонду от похищения Абдерахманом.

Вслед за Жаном де Бриеном и рыцарями в замок прибывает Король Андрей II, который становится свидетелем происходящего. Король предлагает разрешить спор в поединке. Сражаясь, Жан де Бриен наносит мечом смертельную рану Абдерахману. Свита Абдерахмана в панике покидает замок, унося тело своего повелителя.

Раймонда и Жан де Бриен снова вместе и счастливы.

Действие III
Картина шестая
В замке пышно празднуется свадьба Раймонды и Жана де Бриена. Графиня Сибилла и Король Андрей II благословляют молодых.

О спектакле

«Раймонду» Мариус Петипа сочинил на восьмидесятом году жизни, это один из его поздних больших балетов. В нём в незамысловатой истории, основанной на средневековой рыцарской легенде, соединилось всё самое лучшее из наработанного Петипа за его долгую карьеру хореографа в России. Здесь и балетно-детективный сюжет со снами, похищениями и счастливыми освобождениями, и сложная и разнообразная балеринская партия, и противопоставление мужских образов — рафинированного классического Жана де Бриена и страстного остро-характерного восточного Абдерахмана, и огромное количество персонажей, а значит, и артистов, занятых в спектакле, и красочные характерные танцы, и, пожалуй, главная гордость и завоевание Петипа — развёрнутые танцевальные сцены классических ансамблей.
Композитор, напротив, начинал свой балетный путь «Раймондой». Спектакль увидел свет на тридцать третьем году жизни Александра Глазунова. В этом сочинении новичок в балетном жанре, композитор настолько увлечённо использовал свой опыт симфониста, мастера яркого и красочного оркестрового письма, что последующие сочинения для танца («Испытания Дамиса» и «Времена года») не затмили славу «Раймонды», и именно этот балет остался в истории едва ли не самым известным произведением Глазунова.
Конфликт в нём строится на противопоставлении двух миров: в полную рыцарского благородства идиллию средневекового замка Раймонды вторгается варварский мир необузданных страстей, олицетворяемых Абдерахманом и его свитой. Музыкальный контраст хореограф решил противопоставлением экспрессивности жеста Абдерахмана, темпераментных характерных танцев его свиты гармонии классического танца мира Раймонды. Партия Раймонды — одна из самых трудных в классическом балетном репертуаре. В этом шедевре Мариуса Петипа балерина исполняет пять вариаций, а помимо того — красивейшие адажио, pas d’action, Grand Pas. Александр Глазунов не поскупился на музыкальное богатство образа главной героини, придав разную эмоциональную окраску каждой её вариации. И хореографически в каждом из своих сольных высказываний она раскрывается с новой стороны. В первом акте Раймонда беззаботно юна, в картине «Сна» её вариация певуче мечтательная, во втором акте — парадно-торжественная, в третьем акте одна — кокетливая, другая, исполняемая под фортепианное соло, — задумчивая. Вместе они создают образ героини, являющейся воплощением многогранной женственности. Это с одной стороны. А с другой — партии, представляющей виртуозную балерину во всеоружии универсальной техники и грации, красоты линий и абсолютного мастерства, балерины, идеал которой Мариус Петипа искал на протяжении своего творческого пути и гимном которой стала его «лебединая песня», «Раймонда».
Ольга Макарова


Премьера — 7 января 1898 года, Мариинский театр
Премьера балета в редакции Константина Сергеева — 30 апреля 1948 года, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский)
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 26 мая 2023 года, Владивосток

Продолжительность спектакля: 2 часа 40 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)