Симфоническая сюита Николая Римского-Корсакова «Шехеразада», вдохновлённая сказками «Тысячи и одной ночи», почти сразу после премьеры под управлением автора (в ноябре 1888 года) обрела популярность, которую сохраняет и по сей день во всём мире. «Шехеразада» — яркий образец «русского Востока» в музыке, блестяще оркестрованное драматическое повествование. Композитор с тонким мастерством изображает величественную картину морской стихии, батальные, любовные и праздничные сцены, соединяя их сквозной темой рассказа Шехеразады, которую исполняет солирующая скрипка.
Оркестр «Шехеразады» звучит красочно и богато — сольные эпизоды есть не только у скрипки, но почти у всех инструментов. Во II части тему рассказа Календера играет фагот, а затем гобой; там же, в среднем разделе (картина битвы) звучат воинственные реплики труб и тромбонов, в III части кларнет в сопровождении малого барабана исполняет кокетливую танцевальную мелодию, характеризующую юную царевну. Композитор, впрочем, призывал не искать в своей музыке конкретного сюжета и иллюстраций к нему, поэтому при переиздании даже снял программные заголовки частей. «При сочинении “Шехеразады”… я хотел лишь немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия, предоставив представления более подробные и частные воле и настроению каждого», — писал он.
Позднее «Шехеразада» пленила европейскую публику «Русских сезонов», получив воплощение на балетной сцене в хореографии Михаила Фокина.
Владимир Хавров
Ариозо «Анчар — древо смерти», написано на стихи Александра Пушкина и посвящено Фёдору Стравинскому — выдающемуся басу, солисту Мариинского театра. Через несколько лет его сын Игорь станет учеником Римского-Корсакова и своей славой как композитора в будущем затмит отца. Изначально сочинение было написано для исполнения в сопровождении фортепиано, но в 1906 году композитор сделал оркестровку.
Наталья Рогудеева
Поздние романсы Римского-Корсакова, к которым относятся и два дуэта на слова Майкова, занимают особое положение не только в наследии композитора, но и в обширном фонде всей русской вокальной лирики. Их отличительное свойство — принципиально новый подход к воплощению поэтического текста. Ранее Римский-Корсаков сочинял романсные мелодии по инструментальным законам, лишь в общих чертах связывая с содержанием: здесь же они тесно спаяны со словом и подчёркивают его выразительность. Партия сопровождения становится органичной частью художественного образа, подчас достигая рахманиновской виртуозности и полноты звучания.
«Испанское каприччио» является одной из величайших творческих удач Римского-Корсакова. Оно блестяще продолжает тему Испании в русской музыке, идущую от симфонических увертюр Глинки. С предельным совершенством раскрывая выразительные возможности всех инструментов оркестра, эта партитура выходит далеко за рамки виртуозного симфонического этюда, превращаясь в увлекательное музыкальное повествование о народном быте и ярком очаровании южной природы.
Надежда Кулыгина