ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Семён Саломатников (труба)
Ло Вэй (фортепиано)
Китайский оркестр Национального центра исполнительских искусств (NCPA)
Дирижёр — Ли Синьцао
В ПРОГРАММЕ:
Люй Цимин
Оркестровая увертюра «Ода красному флагу»
Пётр Чайковский
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23
Чэнь Циган
«Вечная радость» для трубы и оркестра
Александр Скрябин
Симфоническая поэма «Поэма экстаза», соч. 54
Концерт идёт с одним антрактом
Первый фортепианный концерт сочинён Чайковским за два последних месяца 1874 года (до февраля 1875-го автор был занят инструментовкой произведения). Видимо, в процессе работы над концертом композитор показывал его своему любимому ученику С.И. Танееву. Вот отзыв юного (восемнадцатилетнего!) студента, сообщавшего своим знакомым: «Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич». Известно, что Чайковский и посвятил концерт первоначально Танееву, лишь позднее заменив это посвящение другим — Гансу фон Бюлову, впервые исполнившему концерт 25 октября 1875 года в Бостоне. Премьера сопровождалась шумным успехом. Чайковский писал Н.А. Римскому-Корсакову: «Представьте, какой у американцев аппетит: при каждом исполнении моего концерта Бюлов финал должен был повторять». Вскоре (1 ноября 1875 года) последовала и петербургская премьера, вызвавшая поначалу противоречивые отклики. Н.Г. Рубинштейн, сперва предъявивший автору множество претензий и высказавший требование переделок (от которых Чайковский наотрез отказался), спустя три года сделался одним из лучших исполнителей концерта. Очень высоко отзывался Чайковский об игре С.И. Танеева: «Часто вижусь с Танеевым, — писал он брату Модесту Ильичу Чайковскому. — Если б ты знал, как он великолепно играет мой концерт!»
Спустя полтора столетия Первый концерт Чайковского сделался таким же «именем собственным», как Пятая или Девятая симфонии Бетховена. Яркий героический тон, драматический пафос сочетаются в нём с виртуозным декоративным стилем и вместе с тем с тончайшим лиризмом. Речитативный тип мелодики — как и в операх Чайковского — легко и естественно переходит в закругленные «ариозные» формы, впитавшие в себя русскую и украинскую песенность. Первый концерт — одна из тех жемчужин, которые стали символом мировой музыкальной классики. На его «позывные» — широкий валторновый зачин, величественную колоннаду фортепианных аккордов, мощную ослепительную главную тему у струнных, поддержанных духовыми, — кто сегодня не откликнется!
«Поэма экстаза», как ни одно другое из произведений Александра Скрябина, отобразила с необычайной рельефностью и силой философскую концепцию творчества композитора. Сжатость, лаконичность (поэма длится менее 20 минут), кристаллическая ясность музыкальной формы (вопреки туманной, мистической литературной программе) снискали «Поэме экстаза» популярность в слушательской аудитории.
Обилие кратких музыкальных формул, именуемых автором — порой несколько высокопарно — мотивами «томления», «воли», «наслаждения», «высот творчества», не приводит к калейдоскопичности целого. Все темы связываются воедино целеустремлённым становлением главной идеи, неуклонным движением к её осуществлению. Музыкальное развитие идёт словно кругами — волнами подъёма и сменяющими их мгновениями медитации, созерцания. Всё это многообразие внутренних состояний и настроений цементируется неуклонным восхождением к генеральной кульминации произведения. Тема «воли» (она поручена солирующей трубе) и тема «самоутверждения» главенствуют в этом восхождении.
Ослепительный эпилог «Поэмы экстаза» поражает неслыханным размахом и титанической мощью. Оркестр звенит, искрится, переливается, кажется, всеми красками звукового спектра, ликует медь, восемь валторн раструбами вверх и труба, поддержанные органной педалью и ударом колокола, возглашают тему «самоутверждения», звучащую с поистине сверхчеловеской силой.
Первое исполнение «Поэмы экстаза» состоялось 10 декабря 1908 года в Нью-Йорке под управлением Модеста Альтшулера. Вскоре последовала петербургская премьера поэмы (31 января 1909 года под управлением Феликса Блуменфельда).
Иосиф Райскин
Впервые оркестровая увертюра «Ода красному флагу» Люй Цимина была исполнена Шанхайским симфоническим оркестром на Шанхайском весеннем международном фестивале в 1965 году. Это грандиозное творение является гимном, восхваляющим Родину, Коммунистическую партию и красное знамя. В увертюре отражается реальный опыт композитора, его глубокая привязанность к стране и народу.
Композиция произведения трёхчастна. Все разделы объединены одной маршевой темой «красного флага» трубы и валторны, которая впервые появляется после краткого вступления. В средней части увертюры тема видоизменяется: то весело скачет, то лирична, то могуча и величественна и, наконец, перерастает в марш. В репризе она развивается полифонически и становится ещё более величественной.
Сам композитор говорил: «Для меня “Ода красному флагу” — это продолжение национального гимна. Красный флаг развевался на ветру на площади Тяньаньмэнь, и с тех пор китайский народ встал!».
Китайский и французский композитор Чэнь Циган при написании концерта для трубы и оркестра «Вечная радость» вдохновлялся одной из старейших разновидностей китайской оперы — куньцюй. Этот жанр отличается изысканной и утончённой лирикой, нежным и приятным пением. Ещё в детском возрасте композитор познакомился со знаменитым произведением куньцюй — оперой «Пионовая беседка». Музыка впечатлила будущего композитора, и во взрослом возрасте он решил вернуться к этому сочинению. Для своего Концерта Чэнь Циган решил использовать мелодию из полюбившегося произведения (цюй пай — неизменная мелодия). Сам композитор говорил: «Когда по заказу BBC Proms и других организаций я написал это произведение, мне показалось, что это идеальная возможность перевоплотить эту незабываемую мелодию в звучание трубы, очень западного инструмента. Я представляю, как солист передаёт дикий внутренний характер музыки, исполняя при этом элегантную, красивую мелодию». При написании пьесы Чэнь Циган намеренно поставил перед исполнителем множество задач не только в плане музыкальной выразительности и техники, но и в плане физической подготовки.
Александра Вершинина
Оркестр Китайского национального центра исполнительских искусств — резидент Национального центра исполнительских искусств (NCPA) в Пекине. С момента своего основания в 2010 году оркестр быстро зарекомендовал себя как один из самых смелых и динамичных оркестров в стране и заслужил международную репутацию благодаря обширной географии своих гастролей по всему миру.
С оркестром сотрудничали многие всемирно известные артисты, в том числе Лорин Маазель, Зубин Мета, Валерий Гергиев, Чон Мён Хун, Кристоф Эшенбах, Даниэле Гатти, Фабио Луизи, Владимир Ашкенази, Лейф Сегерстам, Гюнтер Хербиг, Люй Шаоцзя, Чжан Сянь, Рудольф Бухбиндер, Стивен Ковачевич, Хатия Буниатишвили, Лан Лан, Ван Юйцзя, Чжан Хаочэнь, Викингур Олафссон, Чон Кён Хва, Вадим Репин, Люй Сицин, Фэн Нин, Ван Цзянь, Готье Капюсон, Элисон Болсом, Сабина Майер, Пласидо Доминго, Лео Нуччи, Рене Флеминг и многие другие. Лорин Маазель работал с оркестром в тесном сотрудничестве до самой своей кончины и высоко ценил «удивительный профессионализм музыкантов и большую любовь к музыке». Кристоф Эшенбах также назвал оркестр Китайского национального центра исполнительских искусств «одним из лучших оркестров Азии».
За эти годы артистическое совершенство оркестра в исполнении как концертов, так и опер, было широко признано критиками. На сегодняшний день музыканты исполнили более 70 оперных постановок Национального центра исполнительских искусств. Среди них и классические шедевры, такие как «Золото Рейна», «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Аида», «Отелло», «Набукко», «Тоска», «Турандот», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Евгений Онегин», и недавно созданные произведения, такие как «Рикша», «Великий поход», «Фан Чжиминь», «Река Цзиньша», «Гости на Снежной горе» и «А зори здесь тихие». Концертная запись произведения «Кольцо без слов», исполненного оркестром под управлением его создателя, Лорина Маазеля, была выпущена компанией Sony Music по всему миру. Это единственная запись, сделанная великим маэстро совместно с оркестром из Китая. В 2019 году запись Симфонии № 9 Бетховена, исполненной оркестром, была удостоена награды «Лучший оркестровый альбом» в рамках премии «2018 Chinese Audiophile Vinyl Award». В 2021 году Оркестр Китайского национального центра исполнительских искусств выпустил «Эгмонт» Бетховена, став первым китайским оркестром, записавшим этот шедевр. В 2022 году в честь десятилетнего юбилея пребывания в должности Музыкального руководителя оркестра Люй Цзя коллектив выпустил подборку концертных записей, созданных под его управлением. В 2024 году Оркестр Китайского национального центра исполнительских искусств выпускает сборник всех номерных симфоний Брукнера.
В течение концертного сезона оркестр неизменно предлагает слушателям разнообразные творческие программы. В своём стремлении к популяризации современной музыки коллектив представил в Китае премьеры основных произведений Джона Адамса, Тору Такэмицу и др., а также в исполнении оркестра состоялись мировые премьеры десятков новых значительных оркестровых произведений по заказу композиторов со всего мира, включая таких авторов, как Чэнь Циган, Чжао Цзипин, Михаэль Гордон, Калеви Ахо, Хуан Руо, Брайт Шенг, Бернд Ричард Дойч и др. Также оркестр сыграл значительную роль в «Программе для молодых композиторов» Национального центра исполнительских искусств, предоставив уникальную платформу для воспитания следующего поколения китайских композиторов.
Наряду с серией домашних концертов оркестр получил широкое признание за свои международные выступления: он с успехом выступал на Фестивале классической музыки «Киссингенское лето» и Музыкальном фестивале Шлезвиг-Гольштейна, а также давал концерты во многих городах Германии, в Сиднее, Сингапуре, Сеуле, Тэгу, Абу-Даби, Тайбэе и Макао. В 2014–2017 гг. оркестр совершил свой первый гастрольный тур по Северной Америке, во время которого выступал в Карнеги-холле, Чикагском Cимфони-центре, Дэвис-Симфони-Холле и других крупных концертных залах США и Канады под управлением Люй Цзя. Музыкальный журнал «Мьюзикал Америка» высоко оценил «великолепное уверенное исполнение и юношескую силу» оркестра. Издание “Concerto Net” описало его как «безупречный, первоклассный коллектив». В 2021 году вместе с артистами, оркестрами и хорами со всего мира оркестр принял участие в записи музыкального фильма “See Me: A Global Concert”, показанного в рамках виртуальной церемонии открытия Давосского заседания Всемирного экономического форума. В 2022 году оркестр записал музыкальное сопровождение к Церемонии зажжения Олимпийского огня на открытии XXIV Зимних Олимпийских игр в Пекине, которое услышали миллиарды зрителей. В апреле 2023 года музыканты оркестра посетили Южную Америку, где дали совместные концерты с Симфоническим оркестром штата Сан-Паулу в Бразилии и Высшим институтом искусств при Театре «Колон» в Аргентине.
Верный идеалам образовательной и просветительской деятельности, оркестр представил на своей домашней сцене серию концертов «Дневной концерт выходного дня», где по доступным ценам на билеты публике предлагались специально подобранные программы. Коллектив также часто инициирует широкомасштабные образовательные проекты совместно с образовательными учреждениями по всему городу. В 2020 году оркестр запустил серию онлайн-концертов, собрав в среднем аудиторию в 30 миллионов зрителей. В 2024 году состоялся международный дебют дочернего коллектива Оркестра Китайского национального центра исполнительских искусств — Пекинского молодёжного оркестра, который принял участие в Фестивале молодёжных оркестров «Всемирная неделя оркестров» в Карнеги-холле. В апреле 2021 года оркестр завершил своё первое национальное турне по шести городам, о котором издание “Music Weekly” отозвалось как о «серии изысканных, умопомрачительных концертных программ». В марте 2023 года коллективом было предпринято второе национальное турне.
В феврале 2012 года Главным дирижёром оркестра стал Люй Цзя, сменив на этом посту Чэнь Цзохуана, являвшегося тогда Художественным и Музыкальным руководителем Национального центра исполнительских искусств, а также основателем оркестра. В январе 2017 года Люй Цзя начал работать в должности Художественного и Музыкального руководителя Национального центра исполнительских искусств и Музыкального руководителя Оркестра Китайского национального центра исполнительских искусств. В 2022 году ассистентом дирижёра была назначена Цзяцзин Лай.
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)