Приморская сцена Мариинского театра продолжает празднование юбилея Сергея Васильевича Рахманинова. В новом концерте из цикла «Рахманинов – 150» принимает участие певица с мировым именем — колоратурное сопрано Альбина Шагимуратова, поэтому в центре программы вечера — вокальное и оперное творчество композитора.
Романсы Рахманинова — настоящие жемчужины этого жанра. Написанные для голоса и фортепиано, они часто звучат в камерных концертах. Однако Павел Смелков, главный дирижёр театра и композитор, на протяжении многих лет занимался оркестровкой популярных романсов Рахманинова. Его переложения получили высокую оценку музыкантов, их исполняли такие выдающиеся певцы, как Елена Образцова, Ильдар Абдразаков, Натали Дессей.
Для своего выступления Альбина Шагимуратова выбрала одни из самых пасторальных и лиричных романсов, в которых автор через впечатления от созерцания природы передал душевное состояние героя («Сирень», «Здесь хорошо», «Весенние воды» и др.).
Специально для этого концерта, по просьбе дивы, Павел Смелков оркестровал последний рахманиновский цикл — Шесть романсов, соч. 38 (1916). В них композитор впервые обратился к стихотворениям своих современников — поэтов Серебряного века, стремившихся к обновлению образов, форм и выразительных средств русского языка. Подчиняясь особенностям текстов, Рахманинов усложняет стиль своих миниатюр: вокальная строчка становится особенно изысканной и приближается к декламационности, а роль развитой и насыщенной партии аккомпанемента чрезвычайно возрастает.
Также в первом отделении прозвучит ранняя оркестровая фантазия «Утёс», соч. 7 (1893). Она была создана композитором под впечатлением не столько от одноимённого стихотворения Лермонтова, первые строки которого вынесены композитором в подзаголовок, сколько от рассказа Чехова «На пути», повествующего о несбывшейся любви. Как раз в тот период в личной жизни Рахманинова случилась схожая ситуация: родители возлюбленной отвергли его предложение, не захотев отдавать дочь замуж за бедного начинающего музыканта.
Во второй части вечера состоится ещё одна важная премьера — впервые на Приморской сцене прозвучит одноактная опера Рахманинова «Франческа да Римини». Это сочинение редко можно услышать целиком, так как распространение получил лишь один номер оперы — вдохновенная ария Франчески «О, не рыдай, мой Паоло». Однако оценив изобретательную партию хора, страстный любовный дуэт и концентрированность действия, поклонники романтического стиля композитора откроют для себя множество музыкальных красот.
Наталья Рогудеева
В начале XX века, когда Рахманинов писал оперу «Франческа да Римини» на сюжет Данте, композиторы, поэты и художники испытывали особый интерес к религиозно-мистическим темам. Для Рахманинова обращение к подобным сюжетам не было данью моде — звуки потустороннего слышны не только в «Острове мёртвых» (1909) и «Колоколах» (1913), но и в «Симфонических танцах» (1940), написанных десятилетия спустя. В этом смысле «Франческа» — первый опус в грандиозном цикле сочинений, посвящённых судьбе и смерти.
Её сюжет также напоминает о первой опере композитора, «Алеко» (в обоих случаях в основе фабулы — любовный треугольник, приводящий к трагической гибели героев), однако это сходство лишь внешнее. Герои «Алеко» хоть и подчинены страстям, но имеют право выбора, а во «Франческе» любовники изначально обречены на смерть и вечные страдания, так же как несчастный супруг обречён на убийство.
За свою жизнь Рахманинов сочинил всего три оперы («Франческа» и написанный почти одновременно «Скупой рыцарь» завершают оперную карьеру композитора), больше тяготея к кантатно-ораториальному жанру. «Франческа да Римини» также мыслилась почти как кантата, на это указывает хотя бы тот факт, что пролог — большое симфоническое полотно, в котором певцы едва пропевают несколько фраз и который занимает ничтожно малую часть либретто, — длится чуть ли не треть оперы. Нет здесь и ярких драматических столкновений: вместо того чтобы следить за перипетиями сюжета, композитор предлагает погрузиться в бесконечное странствие по лабиринтам человеческой души. Музыка окрашена в тёмные рахманиновские тона, а сочетание эмоциональной приподнятости и отстранённости напоминает о симфонических произведениях композитора.
Либретто «Франчески» Модест Чайковский написал ещё в девяностых годах XIX века и предложил его Римскому-Корсакову и Лядову. Сумрачный средневековый сюжет не увлёк ни того ни другого, но вдохновил Рахманинова, который начал работу над оперой в 1900 году, во время поездки по Италии. Завершено сочинение было вместе со «Скупым рыцарем» в 1904 году, в период пребывания на посту директора Большого театра. Премьера обоих произведений, состоявшаяся в Большом театре 11 января 1906 года, успеха не имела (Россия переживала первую революцию, и публике было не до оперных новинок).
«Франческа да Римини» оставалась в репертуаре Большого театра до семидесятых годов XX века, а также звучала в концертном исполнении на разных сценах России, но до недавнего времени была почти неизвестна на Западе.
Екатерина Юсупова