Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Щелкунчик


Балет-феерия Петра Чайковского

Встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой за 40 минут до начала

Исполнители

Дирижёр –

Антон Торбеев

Дроссельмейер — Юрий Зиннуров
Маша — Милана Филимонова
Фея Драже — Саки Нисида
Щелкунчик-принц — Сергей Уманец

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Эльдара Алиева по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Хореограф-постановщик — Эльдар Алиев
Художник по декорациям — Семён Пастух
Художник по костюмам — Галина Соловьева
Художник по свету — Эльдар Алиев

Краткое содержание

Пролог
Близится Рождество — время чудес. Старый сказочник Дроссельмейер задумал в этот праздник свою самую лучшую и главную в жизни сказку — о добре и зле, зависти и самопожертвовании, любви и дружбе, и о том, как вновь и вновь всё возрождается в мире.

Действие I
На рождественский праздник в доме Штальбаумов собрались гости. Дочка Штальбаумов, Маша, веселится с другими детьми. Дроссельмейер появляется на празднике, и дети сразу обступают его. Сказочник рассказывает о прекрасной фее Драже и влюблённом в неё Принце, которых разлучила коварная Крысильда. Её проклятие превратило Принца в безобразного Щелкунчика, и оно не спадёт, пока кто-нибудь не решится самоотверженно броситься ему на выручку. Куклы помогают сказочнику рассказать историю Щелкунчика. Дети благодарят Дроссельмейера и разбегаются, лишь Маша остаётся рядом с деревянным Щелкунчиком. Сказочник продолжает повествование для неё, но брат Маши, озорник Франц, разыгравшись, ломает Щелкунчика. Маша безутешна. Дроссельмейер успокаивает её, перевязав сломанную руку её нового любимца.

Гости расходятся. Но лишь закрылась дверь за последним участником торжества, как вся главная зала оказывается во власти мышей. Это сын Крысильды, Мышиный Король, привёл своих подданных, чтобы расправиться со Щелкунчиком. Вбежавшая в гостиную Маша стремится защитить нового друга. Ей на выручку приходит Дроссельмейер, и мыши вынуждены отступить. Дроссельмейер объясняет Маше, что теперь она не просто попала в сказку, но что только от неё сейчас зависит, как эта сказка закончится.

Тем временем Мышиный Король выводит войска на битву. Ему противостоит Щелкунчик, вставший во главе оловянных солдатиков. То один, то другой близки к победе. Но вот Мышиный Король изловчился и готов повергнуть Щелкунчика. Маша бросается на выручку: швыряет в Мышиного Короля зажжённую свечу. Внезапно полчища мышей пропадают, а вместо уродливого Щелкунчика она видит прекрасного Принца. Чары разрушены, и юноша приглашает Машу в страну феи Драже.

Действие II
Волшебная ладья доставляет Машу и Принца к замку феи Драже в Стране Сладостей. Все обитатели замка застыли, когда проклятие Крысильды пало на Щелкунчика и фею, но теперь чары отступили, и в замке снова воцаряются радость и веселье. Машу приветствуют Король, Королева и их многочисленные друзья. Испанский танец сменяется восточным, китайский — удалой русской пляской. Кульминацией праздника стал дуэт Принца и феи Драже, повествующий о любви и преданности. Маша танцует с гостями, феей и Принцем.

Эпилог
Свеча догорает на столе кукольного мастера. В гостиной, свернувшись клубком в кресле, спит Маша рядом с игрушечным Щелкунчиком. Старая сказка закончена, и на смену ей спешит новая.

О спектакле

Самый любимый рождественский балет, «Щелкунчик» давно уже стал тем спектаклем, который вне зависимости от сезона дарит ощущение волшебного праздника и сказочных перемен. Чудесная история о прекрасном принце, заколдованном в уродливую куклу, и доброй девочке Маше, которая помогает Щелкунчику победить ужасного Мышиного короля и обрести счастье, неизменно привлекает и детей, и взрослых.

Дивная музыка этого балета так хорошо знакома всем сызмала, что подчас трудно себе представить, насколько новаторской она была для своего времени. Чайковский невероятно расширил сферу характерных танцев: в «Щелкунчике» есть и галерея ярких ребячьих портретов (недаром его называют «симфонией детства»), и фантастические образы игрушек и мышей, и роскошный парад сластей Конфитюренбурга. Как бесконечно далеко ушла вперёд от схем национальных старого балета сюита вкусных напитков, которыми угощают публику во II акте: густой обжигающий испанский шоколад; арабский кофе, музыка которого словно окутывает сцену ароматным дымком; изысканный, как китайская церемония, чай. Композитор сделал необычайно щедрый подарок артистам: в «Щелкунчике» не только человеческие персонажи, но и каждый предмет персонифицирован, что позволяет задействовать в спектакле всю труппу и превратить его в триумф кордебалета.

Отдельного внимания заслуживает изобретательная оркестровка: например, в сцене войны мышей и солдатиков с дробью маленьких барабанов, звуками игрушечных боевых фанфар, мелькающей мышиной беготнёй и писком. Жемчужина партитуры «Щелкунчика» — хрустальный танец Феи Драже, в котором Чайковский впервые в русской музыкальной литературе употребил изобретённую всего несколькими годами ранее челесту — инструмент с прозрачным, «тающим», поистине завораживающим тембром. И все же главный секрет успеха музыки этого балета заключается в том, что она, подобно сюжету, обладает теми неподкупными свежестью и юностью, что всегда пленяют и всегда нравятся.

Среди балетов Чайковского «Щелкунчик» получил, пожалуй, наибольшее количество интерпретаций с различными смысловыми акцентами. Приморская сцена Мариинского театра представляет его в выразительной хореографии Эльдара Алиева, которая опирается на оригинальный сценарий Мариуса Петипа. Это — настоящая новогодняя феерия с великолепными костюмами и декорациями, наполненная взрывами румяного детского смеха и хвойным запахом праздничной ёлки.

Надежда Кулыгина


Мировая премьера: 6 декабря 1892 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера во Владивостоке: 19 декабря 2014 года

Продолжительность спектакля: 2 часа 10 минут
Спектакль идёт с одним антрактом

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)