Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Скрябин – 150

Все произведения для симфонического оркестра. Вечер второй


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Иван Кулиговский (фортепиано)
Хор и симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Павел Смелков

В ПРОГРАММЕ:
Симфония № 2 до минор, соч. 29
«Прометей» («Поэма огня») для фортепиано, оркестра, хора и партии света Luce, соч. 60

О концерте

Симфония № 2 до минор, соч. 29, была написана Александром Скрябиным сразу после Первой, летом 1901 года. Композитор решил в ней уже наверняка достичь того, что, по его мнению, не удалось в предыдущей. И она стала знаковым сочинением, завершившим важный этап его творчества.

По своей концепции и структуре Вторая симфония во многом перекликается с Первой. В ней Скрябин продолжает обыгрывать классическую форму. Если в Первой симфонии было шесть частей с грандиозным хоровым финалом при участии солистов, то во Второй композитор хотя и обходится силами одного оркестра, вновь представляет нестандартную структуру из пяти частей.

Первая — сумрачное медитативное Andante — даёт толчок к развитию. Идущее следом без перерыва Allegro уже стремительно разворачивает драму. Медленная третья часть (Andante) служит идиллическим центром симфонии, воспевая красоту природы и «соловьиных трелей» (на протяжении всей части духовые часто имитируют щебетание птиц). Минорное скерцо (Tempestoso) вновь вводит в тревожный круг образов, подготавливая к торжественному финалу. Как и в Первой симфонии, последняя часть у Скрябина служит эпилогом к предыдущему материалу. Поэтому основная тема Maestoso — не что иное, как трансформированная начальная мелодия симфонии. Только теперь это не сосредоточенное раздумье, а величественный победный марш, возвещающий о приходе «подлинного света».

На петербургской премьере 12 января 1902 года Вторая симфония получила неоднозначный приём. Рецензенты отмечали, что мастерство Скрябина как композитора-симфониста безусловно выросло. Однако обаятельной мелодичности Первой симфонии в новом опусе им не хватило. Старших коллег (Аренский, Римский-Корсаков, Лядов) смутили обилие «жёстких» звучаний в лучших традициях Вагнера и Рихарда Штрауса и «рыхлая» форма. Однако сам Скрябин встретил порицание снисходительно. В его голове уже рождались новые музыкальные идеи, призванные изменить этот мир...

Наталья Рогудеева

Александр Скрябин обладал редким даром — синестезией, «цветным слухом»: каждая тональность и каждый аккорд для него символизиро­вали цвет или сочетание цветов. Композитор стремился соединить воз­можности звука и визуальных искусств, и в названиях его сочинений нередко встречаются образы, так или иначе связанные со светом и огнём. «Прометей» (с подзаголовком «Поэма огня») — последнее из завершённых оркестровых сочинений Скрябина. Сочинение не имеет конкретной про­граммы и почти не следует древнегреческому мифу о Прометее, образ которого для Скрябина служит лишь символом. «Прометей — это актив­ная энергия вселенной, творческий принцип, это огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль», — так говорил сам композитор. В исполнении участвует гигантский оркестр, включающий расширенную группу мед­ных и ударных, орган и солирующее фортепиано, воплощающее образ Прометея. Замысел Скрябина, в соответствии с его концепцией о со­единении звука и света, предполагал исполнение поэмы с участием хора и световой клавиатуры. Вся гармоническая и мелодическая конструк­ция «Прометея» выводится из одного диссонирующего шестизвучия, появляющегося в самом начале поэмы. В теории музыки оно получило название «Прометеев аккорд», а сам Скрябин называл его «аккордом Плеромы», используя термин, обозначающий в разных мистических учениях вселенское пространство. В «Прометее» взаимодействуют не­сколько тем, структура его включает несколько связанных между собой разделов, следующих без перерыва и устремлённых к финальной куль­минации. Лишь в конце, в апофеозе, «Прометеев аккорд» преобразуется в торжествующее мажорное трезвучие, символически воспроизводя трансформацию хаоса в мировую гармонию.

Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)