Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Скрябин – 150

Все произведения для симфонического оркестра. Вечер третий


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Илья Астафуров (тенор)
Дмитрий Лупачёв (кларнет)
Максим Семёнов (валторна)
Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Павел Смелков

В ПРОГРАММЕ:
I отделение
Симфония № 3 «Божественная поэма», соч. 43

II отделение
Анданте для струнного оркестра ля мажор, Anh 20
Романс для валторны и струнного оркестра ля минор, WOO 21 (оркестровка П. Смелкова)
Этюд до-диез минор, соч. 2 № 1 (переложение для кларнета и струнного оркестра П. Смелкова)
Романс «Хотел бы я мечтой прекрасной…» на сл. А. Скрябина, WOO 2 (оркестровка П. Смелкова)
«Поэма экстаза», соч. 54

О концерте

Что есть Божественная игра? Александр Скрябин ищет ответ в своей Третьей симфонии, соч. 43 (1904), озаглавленной «Божественной поэмой». В период её создания композитора уже давно не интересовала «чистая музыка». Даже традиционные термины не отвечают его поискам. Вместо них партитура симфонии пестрит образными определениями: «возвышенно», «задыхаясь», «таинственно», «сверкая», «легендарно», «с упоением». Скрябин вновь избегает традиционного квадратного симфонического цикла из четырёх частей. Здесь три части, исполняемые attaca, без перерывов. Каждая получает название столь же экспрессивное, как и сама музыка: «Борьба», «Наслаждения», «Божественная игра». 

В этой симфонии Скрябин философски показывает развитие человеческого духа — от преодоления прошлого, через растворение в природе, к упоительному освобождению и единству с Вселенной. Согласно литературной программе (композитор подробно описал её перед премьерным исполнением), меняется и характер каждой из частей. В первой герой преодолевает самые ожесточённые схватки. В одном из эпизодов музыка даже почти зримо рисует картину драматичного крушения, резкого срыва («грозный обвал» — помечает композитор в нотах). Медленная часть погружает в ощущение восторженного созерцания окружающего мира. Тихие сладкие мелодии постепенно перерастают в выражение необузданной чувственности. Непредсказуемыми сменами настроений характеризуется «Божественная игра» третьей части, и главное из них — радостное сияние. Новаторское построение симфонии могло бы стать хаотичным, но спаивает воедино все треволнения единая лейттема, которая впервые звучит в Интродукции к симфонии: инструменты громогласно скандируют семь нот, провозглашая «Аз есмь». Этим величественным утверждением завершает Скрябин весь фантастический цикл.

Наталья Рогудеева

Конец 1890-х — период творческого подъёма и становления Александра Скрябина как одного из самых интересных молодых российских композиторов и пианистов. Его приглашают преподавать в Московскую консерваторию, дирижёр Сергей Кусевицкий даёт цикл концертов из скрябинских произведений, а музыкальный издатель и меценат Митрофан Беляев становится композитору лучшим другом. О маленьком Анданте для струнных Скрябин упоминает в письме Беляеву в феврале 1899 года: обещает прислать ноты и жалуется на то, что занятия со студентами мешают ему сосредоточиться на своей музыке. Эта пьеса представляет собой один из первых опытов обращения композитора к небольшому оркестру. Будучи критичным к своим сочинениям, Скрябин не опубликовал его и не присвоил опус. Лишь в 1987 году Анданте было реконструировано и увидело свет в паре с ещё одной ранней пьесой — Скерцо, созданным предположительно годом ранее.

Александр Скрябин придерживался своей любви к фортепиано и оркестру на протяжении всего творческого пути. Крайне редко он обращался к иным инструментам и жанрам камерных ансамблей. Однако несколько таких сочинений сохранились, хотя и были опубликованы после смерти композитора.

Романс ля минор в 1894 году Скрябин начал писать для фортепиано-соло. Спустя три года в Одессе, на премьере своего Фортепианного концерта, композитор познакомился с выдающимся валторнистом Луи Саваром. Игра этого моравско-австрийского виртуоза так впечатлила Скрябина, что он переработал свой Романс для валторны и фортепиано и посвятил пьесу музыканту. В наши дни сочинение стало популярным не только у валторнистов. В первое же издание пьесы была включена также версия для виолончели — инструмента, которому по тесситуре и характеру мелодия этого романса тоже прекрасно подходит.

Шопен и фортепиано — две главные страсти юного Александра Скрябина. Он сам начинает своё проявление как композитора исключительно с фортепианных миниатюр. Поразительно, но уже в 15 лет он создаёт свой первый шедевр — лиричный этюд до-диез минор, соч. 2 №1. Его меланхоличная мелодия завоевала популярность сразу же после первого издания в 1893 году. Этот этюд включили в свой репертуар выдающиеся пианисты. Сам Скрябин был солидарен здесь с мнением публики и до конца своих дней с удовольствием тоже его играл.

Единственный раз Александр Скрябин написал романс для голоса. На его создание композитора вдохновила первое серьёзное любовное чувство. Осенью 1891 года он знакомится с очаровательной гимназисткой — Наталией Секериной. Романс «Хотел бы я мечтой прекрасной…» (1891) Скрябин пишет на собственный текст, который многими исследователями признавался наивным и банальным. Но каждая его строка описывает самые искренние чувства, переживаемые 19-летним юношей. Спустя четыре года отношения влюблённых прекращаются и романс остаётся незаконченным. Спустя много лет его восстановят близкие композитора, а знаменитая певица Нина Кошиц охотно включит в свои концертные программы.

Наталья Рогудеева

Иду сказать людям, что они сильны и могучи.
Александр Скрябин

«Поэма экстаза», как ни одно другое из произведений Александра Скрябина, отобразила с необычайной рельефностью и силой философскую концепцию творчества композитора. Сжатость, лаконичность (поэма длится менее 20 минут), кристаллическая ясность музыкальной формы (вопреки туманной, мистической литературной программе) снискали «Поэме экстаза» популярность в слушательской аудитории.

Обилие кратких музыкальных формул, именуемых автором — порой несколько высокопарно — мотивами «томления», «воли», «наслаждения», «высот творчества», не приводит к калейдоскопичности целого. Все темы связываются воедино целеустремлённым становлением главной идеи, неуклонным движением к её осуществлению. Музыкальное развитие идёт словно кругами — волнами подъёма и сменяющими их мгновениями медитации, созерцания. Всё это многообразие внутренних состояний и настроений цементируется неуклонным восхождением к генеральной кульминации произведения. Тема «воли» (она поручена солирующей трубе) и тема «самоутверждения» главенствуют в этом восхождении.

Ослепительный эпилог «Поэмы экстаза» поражает неслыханным размахом и титанической мощью. Оркестр звенит, искрится, переливается, кажется, всеми красками звукового спектра, ликует медь, восемь валторн раструбами вверх и труба, поддержанные органной педалью и ударом колокола, возглашают тему «самоутверждения», звучащую с поистине сверхчеловеской силой.

Первое исполнение «Поэмы экстаза» состоялось 10 декабря 1908 года в Нью-Йорке под управлением Модеста Альтшулера. Вскоре последовала петербургская премьера поэмы (31 января 1909 года под управлением Феликса Блуменфельда).

Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)