Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Щелкунчик


Балет-феерия Петра Чайковского

Встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой в начале представления

Исполнители

Дроссельмейер — Сергей Золотарёв
Маша — Хонока Йокомизо
Фея Драже — Анна Самострелова
Щелкунчик-принц — Алексей Голубов

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Эльдара Алиева по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (редакция 2024 года)

Хореограф-постановщик — Эльдар Алиев
Художник по декорациям — Семён Пастух
Художник по костюмам — Галина Соловьева
Художник по свету — Эльдар Алиев

Краткое содержание

Пролог
Человек, сидящий в кресле перед конторкой, — одинокий писатель, посвятивший свою жизнь сочинению добрых сказок, которые несут в окружающий мир благородство и достоинство, созидание и радость, любовь и красоту. Вдохновлённый идеей создания новой сказки, воспевающей победу добра над злом и возвышенного над низменным, он немедленно приступает к работе над ней. Писатель отводит себе в сказке роль Дроссельмейера, персонажа доброго, мудрого, щедро любящего окружающий мир, а свой выбор героини повествования он останавливает на юной Мари — дочери четы фон Штальбаумов. Он верит, что эта сказка станет главной в его жизни.

Акт I
Картина 1
Вечером накануне Рождества на праздник в дом семьи советника фон Штальбаума собирается вся местная знать. Мари и Франц, дети советника, веселятся со своими сверстниками.
Мистическое появление на празднике любимого всеми Дроссельмейера привлекает всеобщее внимание участников торжества.
Среди прочих сюрпризов и подарков, приготовленных им к празднеству, в качестве развлечения он представляет гостям кукольную интермедию, которая повествует историю безоблачной любви Феи Драже и Принца, обитателей волшебного королевства сладостей под названием Конфитюренбург. Интермедия рассказывает о том, как коварная Крысильда, королева крыс, терзаемая завистью, преследует Фею Драже за её красоту. На защиту возлюбленной встаёт отважный Принц, за что злобная Крысильда превращает его в уродливого Щелкунчика, и жизнь в Конфитюренбурге замирает.
Интермедия окончена, праздник продолжается. Только Мари не присоединяется к общему веселью, а грустит, испытывая сострадание к героям сказки.
Это не ускользает от внимания Дроссельмейера и, дабы отвлечь девочку от грустных мыслей, он дарит ей механического Щелкунчика, о котором Мари впредь должна заботиться.
Франц, брат Мари, заигравшись, сбивает куклу с ног, в результате чего у неё ломается рука. Отчаянию Мари нет предела, и она спешит к Дроссельмейеру за помощью. Тот, успокаивая её, обещает полную чудес рождественскую ночь.
Праздник окончен, и с уходом гостей все обитатели дома Штальбаумов погружаются в сон.
С наступлением темноты гостиную заполняет мышиное семейство во главе с Королём мышей.
Полночь. Не в силах уснуть, одолеваемая тревогой за Щелкунчика, Мари возвращается в гостиную, где путь к Щелкунчику ей преграждают мыши. Перепуганная девочка, не раздумывая, бросается на выручку своему новому кукольному другу. Мари ради его спасения готова пожертвовать собой, но с появлением Дроссельмейера мыши исчезают.
Он успокаивает напуганную девочку, рассказывая про мир, полный чудес. Гостиная преображается: по мановению волшебной палочки Дроссельмейера взлетают в воздух кресла, перемещается мебель и — О чудо — на глазах у Мари, раздвигая стены и потолок, начинает расти до неимоверных размеров рождественская ёлка, под которой лежат игрушки! Мари поистине потрясена происходящим…

Картина 2
Мари остаётся наедине с ожившими игрушечными солдатиками, войско которых во главе с бесстрашным Щелкунчиком сражается против грозного войска Короля мышей. Битва в самом разгаре — Мышиный король пленит Щелкунчика. И тут в борьбе за его спасение Мари бросает в Короля мышей горящую свечу, повергая его и его войско в панику. 

Картина 3
Битва окончена, и неожиданно Щелкунчик предстаёт перед девочкой в облике прекрасного Принца. Оказывается, что своей преданностью и смелостью Мари разрушила злые чары Крысильды, вернув Принцу его благородный облик. 

Картина 4
В благодарность Принц приглашает Мари в путешествие по сказочному зимнему лесу, а волшебная ладья уносит их в мир королевства сладостей Конфитюренбург. 

Акт II
Картина 5
Комната Сказочника, который продолжает сочинять рождественскую сказку.

Картина 6
В Конфитюренбурге всё готово к возвращению Принца и Мари.
С помощью волшебной палочки, подаренной Дроссельмейером, Мари пробуждает Фею Драже, возлюбленную Принца, Короля и Королеву, а также всех обитателей сказочной страны.
В честь Мари, которая сумела разрушить злые чары Крысильды, в королевстве устраивается праздник.
В самый его разгар, как всегда внезапно, появляется Дроссельмейер. Мари безмерно признательна ему за сказочное путешествие. Ещё больше она благодарна за то, что он научил её творить неотделимые от добра чудеса.
Сказочный праздник подходит к концу и Мари пора прощаться с миром её детства, с миром грёз и фантазий; пришло время возвращаться в мир реальный, где её ждут добрые дела, меняющие мир к лучшему… 

Эпилог
Сказочник заканчивает своё повествование и верит в то, что девочка Мари из придуманной им сказки обязательно придёт в этот мир и, как он сам, будет щедро делиться с миром богатством своей души, делая его прекраснее, добрее и лучше.
Вот и поставлена последняя точка в новом сказочном повествовании, задута свеча на конторке…
Теперь он уступает своё место прекрасной девочке Мари…

О спектакле

Самый любимый рождественский балет, «Щелкунчик» давно уже стал тем спектаклем, который вне зависимости от сезона дарит ощущение волшебного праздника и сказочных перемен. Чудесная история о прекрасном принце, заколдованном в уродливую куклу, и доброй девочке Маше, которая помогает Щелкунчику победить ужасного Мышиного короля и обрести счастье, неизменно привлекает и детей, и взрослых.

Дивная музыка этого балета так хорошо знакома всем сызмала, что подчас трудно себе представить, насколько новаторской она была для своего времени. Чайковский невероятно расширил сферу характерных танцев: в «Щелкунчике» есть и галерея ярких ребячьих портретов (недаром его называют «симфонией детства»), и фантастические образы игрушек и мышей, и роскошный парад сластей Конфитюренбурга. Как бесконечно далеко ушла вперёд от схем национальных старого балета сюита вкусных напитков, которыми угощают публику во II акте: густой обжигающий испанский шоколад; арабский кофе, музыка которого словно окутывает сцену ароматным дымком; изысканный, как китайская церемония, чай. Композитор сделал необычайно щедрый подарок артистам: в «Щелкунчике» не только человеческие персонажи, но и каждый предмет персонифицирован, что позволяет задействовать в спектакле всю труппу и превратить его в триумф кордебалета.

Отдельного внимания заслуживает изобретательная оркестровка: например, в сцене войны мышей и солдатиков с дробью маленьких барабанов, звуками игрушечных боевых фанфар, мелькающей мышиной беготнёй и писком. Жемчужина партитуры «Щелкунчика» — хрустальный танец Феи Драже, в котором Чайковский впервые в русской музыкальной литературе употребил изобретённую всего несколькими годами ранее челесту — инструмент с прозрачным, «тающим», поистине завораживающим тембром. И все же главный секрет успеха музыки этого балета заключается в том, что она, подобно сюжету, обладает теми неподкупными свежестью и юностью, что всегда пленяют и всегда нравятся.

Среди балетов Чайковского «Щелкунчик» получил, пожалуй, наибольшее количество интерпретаций с различными смысловыми акцентами. Приморская сцена Мариинского театра представляет его в выразительной хореографии Эльдара Алиева, которая опирается на оригинальный сценарий Мариуса Петипа. Это — настоящая новогодняя феерия с великолепными костюмами и декорациями, наполненная взрывами румяного детского смеха и хвойным запахом праздничной ёлки.

Надежда Кулыгина


Мировая премьера: 6 декабря 1892 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера во Владивостоке: 19 декабря 2014 года

Продолжительность спектакля: 2 часа 10 минут
Спектакль идёт с одним антрактом

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)