Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Идиот

Опера в двух действиях (концертное исполнение)

Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА
К 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского

Исполнители

Дирижёр –

Павел Смелков

Князь Лев Николаевич Мышкин — Мэргэн Санданов
Парфён Семёнович Рогожин — Алексей Бублик
Настасья Филипповна Барашкова — Елена Разгуляева
Аглая Ивановна Епанчина — Мария Суздальцева
Гаврила Ардалионович Иволгин — Вячеслав Васильев

Авторы и постановщики

Музыка Александра Смелкова
Либретто Юрия Димитрина по одноимённому роману Фёдора Достоевского

Музыкальный руководитель — Павел Смелков
Ответственный концертмейстер — Ольга Крукович
Главный хормейстер Лариса Швейковская
Хормейстер — Анна Пипия
Дирижёр-ассистент — Виталий Шевелев

Краткое содержание

Действие I

№ 1. Интродукция

Князь Мышкин вспоминает время, проведённое на лечении в Швейцарии. Там его преследовала одна важная мысль: «Быть может, мир красотою спасётся?»

№ 2. Просцениум

Комната Рогожина. 1868 год. Князь Мышкин в поисках Настасьи Филипповны приходит к Парфёну Рогожину домой. Рогожин указывает князю посмотреть на кровати.

№ 3. В поезде

Конец 1867 года. Князь Мышкин приезжает на поезде из Швейцарии в Санкт-Петербург. Ему двадцать шесть лет, он последний из знатного дворянского рода, рано осиротел, в детстве заболел тяжёлой нервной болезнью и был помещён своим опекуном и благодетелем Павлищевым в санаторий.

В поезде он познакомился с Парфёном Рогожиным, сыном богатого купца, и чиновником Лебедевым Лукьяном Тимофеевичем. От своих попутчиков князь узнал о Настасье Филипповне Барашковой, содержанке богатого аристократа Тоцкого, который теперь желает избавиться от неё, рассчитывая на законный брак с дочкой генерала Ивана Епанчина Аделаидой.

Рогожин рассказывает, как случайно увидел Настасью Филипповну на Невском и влюбился до беспамятства. Сейчас он полон решимости бороться за руку этой женщины.

В конце разговора Рогожин приглашает князя к себе, а потом поехать вместе к Настасье Филипповне. Князь обещает зайти.

№ 4. Просцениум

В доме у генерала Епанчина.

Афанасий Иванович Тоцкий и Иван Фёдорович Епанчин обсуждают сделку. Тоцкий хочет отдать свою содержанку, принятую на иждивение ещё совсем маленькой девочкой, за секретаря Епанчина Гаврилу Ардалионовича Иволгина (Ганя). В качестве наследства он предлагает 75 тысяч. Осталось последнее слово Настасьи Филипповны, и тогда князь сможет жениться на дочери генерала.

Внезапно их разговор прерывает Ганя, сообщая, что пришёл дальний родственник князь Мышкин. Тоцкий уходит.

№ 5. Кабинет генерала Епанчина

Генерал знакомится с князем Мышкиным, который оказывается дальним родственником его жены.

Ганя показывает генералу портрет Настасьи Филипповны, который он получил сегодня от неё, когда поздравлял с двадцатипятилетием. Генерал напоминает Гане, что сегодня решится его судьба. Ганя сомневается. С одной стороны, мать и сестра против брака с бывшей содержанкой, да и репутация страдает. С другой стороны, 75 тысяч, которые даёт Тоцкий за этот брак могут помочь ему выбиться в люди и преумножить капитал.

Князь также замечает портрет. Он поражён красотой девушки, её судьбой. «Вот только не знаю, добра ли она?». Ганя выясняет, что князь знает о Настасье Филипповне от Рогожина.

За сценой слышно, как музицируют и поют дочери генерала Аделаида, Аглая и Александра и жена генерала.

Ганя отводит князя в сторону и расспрашивает о Рогожине: «А Рогожин этот... он женился бы на ней?». Князь отвечает, что женился, но через неделю бы зарезал. Ганя как будто бы рад это услышать. Ганя признаётся, что берёт Настасью Филипповну, любовницу Тоцкого, в жёны только из-за денег, и если «эта гордая и самолюбивая женщина» взбунтуется, тотчас же бросит её, а деньги заберёт.

Их разговор прерывают. Князя просят зайти к жене генерала.

№ 6. Гостиная генеральши

Генерал знакомит князя со своей семьёй. Они расспрашивают князя о его жизни и смеются его простодушным ответам.

Князь рассказывает о своей встрече с человеком, возведённым на эшафот, но внезапно помилованным. Аглая в шутку спрашивает князя, был ли он влюблён. Мышкин отвечает, что был счастлив иначе. В Швейцарии его любили дети. Тосковали, когда он уезжал.

Внезапно, по своей простоте, князь делает «комплимент» Аглае Ивановне, сравнивая её красоту с красотой Настасьи Филипповны, тут же выдав всю историю с портретом и Ганей. Генеральша хочет видеть портрет. Князь уходит к Гане за ним.

№ 7. Просцениум

В доме у генерала Епанчина.

Ганя разозлён выходкой князя. «Зачем было болтать про портрет, идиот проклятый?». Мышкин извиняется и оправдывается. Говорит, что был на лечении. Ганя берёт свои слова обратно. Отдаёт портрет.

Внезапно он просит стать князя посредником в его общении с Аглаей Ивановной и передать ей записку. Князь соглашается. Ганя сообщает, что генерал распорядился, чтобы князь поселился у него.

Ганя уходит. Князь разглядывает портрет. Внезапно ему кажется, что портрет оживает. Перед князем предстаёт ирреальное видение, образ Настасьи Филипповны сошёл с портрета.

Наваждение исчезает, но князь так впечатлён, что целует портрет.

Появляется Аглая. Она рассматривает портрет. Спрашивает у князя, такую ли он красоту ценит и за что. Князь отвечает: «В этом лице... страдания много...».

Он передаёт записку от Гани. В этот же момент появляется и он сам. Аглая просит его прочитать вслух. В записке Ганя просит Аглаю подтвердить своё признание, тогда он разорвёт все отношения с Настасьей Филипповной. Такое отношение оскорбляет молодую девушку. Если бы Ганя был бы готов отказаться от женитьбы на Настасье Филипповне и её денег без её слова, она, может быть, стала бы его другом. А так, она в торги вступать не собирается.

№ 8. У Гани

Князь Мышкин приходит к Гане домой.

Не успев занять предоставленную ему комнату и перезнакомиться со всеми обитателями квартиры, начиная с родных Гани и заканчивая господином непонятных занятий Фердыщенко, как происходят два неожиданных события. В доме внезапно появляется Настасья Филипповна, приехавшая пригласить Ганю и его близких к себе на вечер. Ни сестра, ни мать не рады ей. Она сначала приняла князя за прислугу. И поразилась его скромности.

Вскоре появляется Рогожин, который выкладывает перед Настасьей Филипповной восемнадцать тысяч, чтобы она отказалась от брака с Иволгиным. Происходит нечто вроде торга, как бы с её насмешливо-презрительным участием: это её-то, Настасью Филипповну, за восемнадцать тысяч? Рогожин же отступать не собирается: нет, не восемнадцать — сорок. Нет, не сорок — сто тысяч!

Для сестры и матери Гани происходящее нестерпимо оскорбительно: Настасья Филипповна — продажная женщина, которую нельзя пускать в приличный дом. Для Гани же она надежда на обогащение. Происходит скандал: возмущённая сестра Гани Варвара Ардалионовна плюёт ему в лицо, тот собирается ударить её, но за неё неожиданно вступается князь и получает пощёчину от взбешённого Гани. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — в этой фразе весь князь Мышкин, вся его бесподобная кротость. Следующее его слово, обращённое к Настасье Филипповне: «Разве вы такая, какою теперь представлялись». Эти слова глубоко тронули Настасью Филипповну.

Внезапно, с большим жаром прося прощения, она целует руки матери Гани и уходит. Рогожин уходит вслед за ней со словами: «Проиграл Ганька! Проиграл!».

№ 9. Просцениум

Комната Рогожина. 1868 год. Князь Мышкин в поисках Настасьи Филипповны приходит к Парфёну Рогожину домой. Рогожин указывает князю посмотреть на кровати. На кровати — силуэт женщины без движений.

№ 10. Гостиная у Настасьи Филипповны

Вечер по случаю дня рождения Настасьи Филипповны. Среди гостей Афанасий Иванович Тоцкий, Иван Фёдорович Епанчин, Ганя и даже Фердыщенко, веселящий публику смешной песенкой про таракана.

Покорённый красотой Настасьи Филипповны, князь приходит к ней вечером без приглашения. Всё же она пускает его. На внезапный вопрос Настасьи Филипповны, выходить ли ей за Ганю, он отвечает отрицательно. Настасья Филипповна соглашается, объясняя своё решение тем, что князь единственный, кто с одного взгляда в неё поверил. Тем самым она разрушает планы присутствующего здесь же Тоцкого. Она возвращает ему его деньги, а генералу ожерелье, что он ей подарил.

Вдруг появляется прежняя компания во главе с Рогожиным, с ним же и Лебедев. Рогожин выкладывает перед своей избранницей завёрнутые в газету сто тысяч.

И снова в центре оказывается князь, которого больно ранит происходящее, он признаётся в любви к Настасье Филипповне и выражает готовность взять её «честную», а не «рогожинскую» в жёны. Тут же внезапно выясняется, что князь получил от умершей тётки довольно солидное наследство. Однако решение принято — Настасья Филипповна едет с Рогожиным, а роковой свёрток со ста тысячами бросает в горящий камин и предлагает Гане достать их оттуда. Ганя из последних сил удерживается, чтобы не броситься за вспыхнувшими деньгами, он хочет уйти, но падает без чувств. Настасья Филипповна сама выхватывает каминными щипцами пачку и оставляет деньги Гане. С князем же она прощается со словами: «первый раз человека видела».

Действие II

№ 11. Прелюдия

№ 12. Интермедия

В доме генерала Епанчина. Прошло полгода.

Ганя передаёт Аглае записку от князя Мышкина. На её вопрос, где же князь был всё это время, Ганя отвечает: «Входил во владение наследством». Аглая читает записку. В ней князь просит встречи с молодой девушкой.

№ 13. Кабинет Рогожина

Князь наносит визит Рогожину. Прошло полгода, а Парфён так и не женился на Настасье Филипповне. Дважды она убегала от него к князю. Сбегала она и от князя. Рогожин вновь и вновь её возвращал к себе. Князь чувствует вину перед Рогожиным, потому и пришёл к нему. Уверить его, что никогда не был и не будет ему врагом.

Рогожин в ответ признаётся, что Настасья Филипповна ненавидит его. Он даже однажды избил её. Потом сутки в ногах валялся, прощения просил. Она простила и согласилась снова выйти за него. Но сердце Рогожина всё равно томится. Он знает, что любит-то она князя. Оттого и дала Рогожину согласие на свадьбу, что князя сгубить боится.

Внезапно Рогожин предлагает обменяться крестиками. Побрататься.

В порыве чувств Рогожин говорит: «Так бери же её, коли судьба! Твоя! Уступаю!.. Помни Рогожина!»

Возвращаясь к себе в гостиницу, князь проходит случайно мимо дома Настасьи Филипповны. Думает, не позвонить ли. Но её нет дома. Уехала в Павловск. Здесь он видит те же самые, что и на вокзале, сверкающие глаза Рогожина, занесённый нож. В это же мгновение с князем случается припадок эпилепсии. Рогожин убегает.

№ 14. Дача Гани Иволгина в Павловске

Здесь князь отдыхает после припадка. Его подобрал Ганя и привёз сюда.

Всё это он рассказывает навестившей его генеральше. Та обеспокоена тем письмом, что князь послал её дочери.

Князь уверяет, что не влюблён в её дочь. Генеральша всё же предупреждает князя, что её дочь никогда его не полюбит.

№ 15. Просцениум

Дача Гани Иволгина в Павловске.

Князь провожает генеральшу. Внезапно разговор заходит о Настасье Филипповне. Генеральша хочет знать, не женат ли на ней князь. Тот недоумевает.

Оказывается, Аглая получает письма от Настасьи Филипповны. Но что в этих письмах, ей неизвестно.

Не со зла князь случайно оскорбляет Елизавету Прокофьевну. Она запрещает появляться ему в их доме. На что князь отвечает, что ему и так туда нельзя. Аглая запретила ему приходить. Это меняет настроение генеральши. Теперь она хочет, чтобы князь нарочно пришёл к ним домой. Она забирает князя с собой.

№ 16. Дача Епанчиных

На террасе дачи Аделаида и Аглая. Генеральша приводит князя. Ей нужно знать, что это за переписка у её дочери с князем. Это становится последней каплей для Аглаи. Она заявляет, что никогда и не хотела выходить за князя, хоть все про это ей и говорят.

Князь смущён. Он уверяет, что у него и в мыслях такого не было. Неловкая ситуация разрешена и все смеются.

Внезапно Аглая берёт князя под руку и уводит в сторону.

№ 17. Просцениум

Дача Епанчиных. Аглая указывает князю на скамейку в безлюдном месте парка. Она назначает князю свидание на ней утром, пока все спят.

№ 18. В парке

Князь дремлет на скамейке. На секунду ему показалось, что пришла Настасья Филипповна. Но наваждение быстро исчезает.

Появляется Аглая.

Она признаётся князю, что мечтает сбежать из дома с ним. Князь честнее всех её знакомых. Она не желает быть генеральской дочкой, а хочет путешествовать и быть свободной. Если князь не согласится, она выйдет за Иволгина. Князь не решается согласиться. Аглая спрашивает, любит ли он ту «ужасную женщину»? Князь отвечает, что не любит. Раньше любил. Но из жалости.

Аглая признаётся, что Настасья Филипповна пишет ей письма. Где просит её, Аглаю, выйти за князя. Она бросает письма князю, чтобы тот вернул их ей. И если она хоть строчку ещё напишет…

Тут приходит её мать. Аглая кидается прочь, говоря, что выйдет за Гаврилу Иволгина. Князь в смятении. Он остаётся один. Читает одно из писем. В нём Настасья Филипповна призывает Аглаю сделать свадьбу в один день с её свадьбой с Рогожиным.

Сюда же приходит Настасья Филипповна и бросается в ноги князю. Ей нужно лишь знать, что сказала Аглая. Она жаждет того, чтобы князь женился на Аглае. «Ты счастлив?» — спрашивает она его.

«В один день. Ваша и моя», — соглашается князь.

№ 19. Просцениум

Ганя встречает князя и предупреждает, что за ним зайдёт Аглая Ивановна. Она желает встретиться с Настасьей Филипповной и хочет, чтобы князь её сопровождал.

№ 20. У Настасьи Филипповны

Князь Мышкин и Аглая Ивановна приходят к Настасье Филипповне. Рогожин тут же.

Строго и неприязненно Аглая просит Настасью Филипповну перестать писать ей письма и вмешиваться в чувства князя.

Оскорблённая тоном и отношением соперницы, Настасья Филипповна в порыве мщения говорит, что докажет, что князь не сможет уйти прочь от неё. Она приказывает князю остаться. Князь разрывается между двумя девушками. Он любит Аглаю, но жалеет Настасью Филипповну и остаётся с ней.

Аглая в ненависти убегает. Князь было бросается за ней, но Настасья Филипповна падает без чувств. Тогда он бросается к ней. Рогожин плещет ей в лицо водой. Настасья Филипповна прогоняет Рогожина и остаётся с князем.

№ 21. Площадь перед собором

Слышится церковное пение. Скоро должна состояться свадьба князя Мышкина и Настасьи Филипповны.

На площади собирается множество зевак. Тут же и Лебедев, и Фердыщенко хотят удовлетворить свой хищный интерес. Тут же Тоцкий и генерал Епанчин, радующиеся, что Настасья Филипповна выйдет наконец-то замуж.

Сюда же приходит Рогожин со своими приятелями. Весь честной народ томится в ожидании.

Наконец появляются молодые.

Но перед самым входом в церковь Настасья Филипповна вырывает свою руку из руки князя со словами: «Что я делаю! Что я делаю! Что я с тобой-то делаю!». Она бросается к Рогожину. Тот накидывает на неё шубу и увозит.

№. 22. У Рогожина

Князь Мышкин в поисках Настасьи Филипповны приходит к Парфёну Рогожину домой. Рогожин указывает князю посмотреть на кровати. На кровати виден силуэт женщины без движений. Князь подходит. Открывает простыню. Там лежит убитая Рогожиным Настасья Филипповна. Князь Мышкин сходит с ума.

О спектакле

«Идиот» — седьмая опера русского композитора Александра Смелкова (род. 1950). Выпускник Ленинградской консерватории, он является автором нескольких симфоний, кантат, множества камерных ансамблей и вокальных сочинений. К жанру оперы композитор обращался на протяжении всей жизни. Первая опера-притча «Пегий пёс, бегущий краем моря» по повести Чингиза Айтматова появилась в 1985 году и дважды с успехом ставилась в театре «Санктъ-Петербургъ Опера», театрах в Новосибирске и Алма-Ате.

Широкую известность среди меломанов композитор получил после резонансной премьеры оперы «Братья Карамазовы» на сцене Мариинского театра в 2008 году. Это была первая постановка новой оперы, которая по инициативе Валерия Гергиева создавалась современным композитором по заказу театра. Её премьера вызвала огромный интерес публики и получила большое количество разнообразных откликов критики. После премьеры опера была показана мариинской труппой в Москве, а также на гастролях в Лондоне и Роттердаме.

«Идиот» стал второй частью задуманного композитором оперного триптиха на сюжеты легендарных романов Фёдора Достоевского. Литератор Юрий Димитрин бережно сохранил основные коллизии «Идиота» в либретто произведения. Драматургия оперы во многом кинематографична. Картины в разных местах действия чередуются с эпизодами на просцениуме, что не даёт замедлиться динамике сюжета. Сцена в комнате Рогожина, куда приходит князь Мышкин в поисках Настасьи Филипповны в конце романа, открывает действие «Идиота» (№ 2) и разворачивается постепенно, параллельно основной линии (№ 9), ведя к трагической развязке (№ 22).

Мировая премьера оперы «Идиот» доверена труппе Приморской сцены Мариинского театра и состоится под управлением одного из лучших интерпретаторов музыки композитора, дирижёра Павла Смелкова.

Наталья Рогудеева


Продолжительность спектакля: 3 часа
Спектакль идёт с одним антрактом

Возрастная категория 12+

© 2016 – 2021
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)