Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Аида


Опера Джузеппе Верди

Исполняется на итальянском языке
(сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
«Театральное предисловие» за час до начала спектакля

Исполнители

Авторы и постановщики

Музыка Джузеппе Верди
Либретто Антонио Гисланцони

Режиссёр-постановщик, художник по декорациям и свету — Алексей Степанюк
Музыкальный руководитель — Павел Смелков
Художник по костюмам — Варвара Евчук
Видеохудожник — Вадим Дуленко
Хореограф, ассистент режиссёра-постановщика — Илья Устьянцев
Главный хормейстер — Лариса Швейковская
Ответственный концертмейстер — Алексей Тихомиров
Музыкальный консультант — Массимилиано Булло
Режиссёр-ассистент — Анна Дронникова
Ассистент художника-постановщика — Иван Толстов
Ассистент художника по свету — Василий Шабала

Краткое содержание

Действие I

Картина первая. Во дворце фараона в Мемфисе получена весть о нашествии эфиопов. Верховный жрец Рамфис обращается с мольбой к покровительнице Египта Изиде назвать имя полководца-победителя. Начальник дворцовой стражи Радамес мечтает о том, что станет избранником Изиды, что, возглавив войска, одержит победу и в награду потребует освобождения своей возлюбленной — пленницы фараона Аиды.
Амнерис, дочь фараона, тайно влюблена в Радамеса. Увидев юношу в сильном волнении, Амнерис начинает догадываться о его любви к рабыне. Смущение Аиды усиливает её подозрения.

Картина вторая. Зал во дворце фараона. Прибывает гонец с тревожной вестью: эфиопы во главе со своим царём Амонасро перешли границы Египта. Фараону сообщают волю богов: египетские войска поведёт Радамес. Его благословляют на битву.

Картина третья. Аида в смятении. В её душе происходит мучительная борьба между любовью к Радамесу и страхом за отца — эфиопского царя Амонасро.

Картина четвёртая. Храм в Мемфисе. Здесь происходит торжественный обряд посвящения Радамеса. Верховный жрец Рамфис передаёт ему священный меч и просит богов ниспослать победу войскам Египта.

Действие II
Картина пятая. Покои Амнерис. Она ждёт возвращения Радамеса, одержавшего победу над эфиопами. Амнерис любой ценой желает выведать правду о чувствах Аиды. Она говорит рабыне о гибели Радамеса. Аида не может скрыть отчаяния. Но Радамес жив, и Аида любит его — теперь Амнерис знает это, и она требует, чтобы рабыня отреклась от своей любви.

Картина шестая. На площади в Фивах всё готово к встрече победителей. Перед фараоном проходят пленные эфиопы, среди них Амонасро. Он предупреждает бросившуюся к нему дочь, чтобы она не называла его имени и сана. Дабы отвести от себя подозрения, он выдаёт себя за военачальника и говорит, что царь эфиопов погиб в бою.
Радамес просит в награду за победу вернуть пленным свободу. По совету жреца фараон оставляет Аиду и её отца заложниками, даруя остальным свободу, а Радамесу в награду отдаёт в жёны свою дочь.

Действие III
Картина седьмая. На берегу Нила в храме Изиды Амнерис готовится к бракосочетанию с Радамесом. Аида ждёт здесь своего возлюбленного, чтобы проститься с ним навеки. Появляется Амонасро. Узнав о любви дочери к Радамесу, он требует, чтобы Аида выведала, какой дорогой поведёт Радамес войска против эфиопов. Он напоминает Аиде, что она дочь царя, а не покорная рабыня. Измученная душевной борьбой Аида соглашается исполнить требование отца.
Приходит Радамес. Аида предлагает возлюбленному бежать в Эфиопию — только там они смогут быть счастливы. Аиде удается узнать дорогу, по которой пойдут войска. Амонасро слышит разговор Аиды с Радамесом. Он торжествует: теперь победа обеспечена. Радамес понимает, что совершил предательство и отдает себя в руки жрецов. Аида и Амонасро скрываются.

Действие IV
Картина восьмая. В подземелье готовится суд над Радамесом. Амнерис умоляет возлюбленного покаяться и обещает ему свободу, богатство, трон — всё, лишь бы он забыл Аиду. Но Радамес непреклонен. Ради любви он пожертвовал честью, предал родину и готов понести наказание. Верховный жрец Рамфис выносит приговор: Радамес за измену будет заживо погребён. Амнерис в отчаянии проклинает бесчеловечность жрецов.

Картина девятая. В подземелье храма проникла Аида, чтобы разделить с любимым его судьбу. Из храма доносится пение жрецов. В глубокой тоске склоняется Амнерис над камнем, скрывающим вход в подземелье, моля богов о душевном покое.

О спектакле

К концу 1860-х годов имя Верди получает всемирное признание. Его сочинения прочно закрепляются в репертуаре ведущих музыкальных сцен, сотрудничества с композитором ищут крупнейшие театры: Парижская опера, петербургский Мариинский театр. Сам же Верди в это время занят поиском сюжета для новой драмы, и счастливый случай приходит ему на помощь. Египетское правительство заказывает композитору оперу для Каирского театра, строительство которого приурочено к открытию Суэцкого канала. А затем друг Верди передаёт ему сценарий знаменитого египтолога Огюста Мариетта, основанный на старинной легенде.

Увлечённый сюжетом «Аиды», композитор немедленно приступил к сочинению. В стремлении передать экзотическую атмосферу далёкой эпохи, он изучает историю, быт и искусство Древнего Египта, совместно с поэтом Антонио Гисланцони работает над либретто. Цель Верди — добиться театральной выразительности каждого слова и ясности действия, насыщенного острыми драматическими ситуациями и столкновениями сильных характеров.

В «Аиде» присутствуют такие черты большой оперы, как развёрнутые массовые сцены, развитые ансамбли, балетные номера, хоры, шествия. Однако декоративная пышность не нарушает цельности развития психологической драмы, основа которой — вечный конфликт между чувством и долгом. Разрешить этот конфликт предстоит каждому из главных героев. Их сложные, подчас противоречивые образы обнаруживают в процессе развития всё новые грани, и даже классический любовный треугольник подан у Верди далеко не столь однозначно. Необычен и «тихий» финал оперы — «не столько звуки, сколько слёзы», как характеризовал один из современников композитора дуэт умирающих Аиды и Радамеса.

Оркестр «Аиды» редко ограничивается простым аккомпанементом певцов, но играет важную роль в музыкальной драматургии. Исследователи отмечали, что Верди учёл опыт Вагнера, не изменяя вокальной природы оперного жанра. Герои «Аиды» наделяются оркестровыми темами, которые сопровождают их появление на сцене или выдают их мысли. Также за персонажами закрепляются определенные группы тембров: Аида — деревянные духовые, Амнерис — струнные, жрецы — медные духовые. Особой функцией инструментов можно считать и создание красочного восточного колорита: так, Римский-Корсаков признавался, что учился на «Аиде» «драматическому оркестру», отмечая «гениально найденные» ударные перед дуэтом Радамеса и Аиды в III действии и «нильские» флажолеты виолончелей, а также мастерство использования флейт. Большое внимание уделено трубам и арфам — древнейшим инструментам, широко применявшимся в музыке Египта времён фараонов. Один из самых эффектных номеров «Аиды» — «Триумфальный марш» из II действия, в исполнении которого принимают участие и сценические трубы.

Большая опера неотделима от большого стиля исполнения. Партии главных героев требуют сильных красивых голосов, а богатейшая палитра эмоций — владения всем арсеналом выразительных средств в пределах огромной тесситуры. Вот почему «Аида», несмотря на свою популярность, доступна далеко не каждому театру — во всяком случае, в том виде, в котором её задумал Верди. Премьера оперы состоялась в Каире в канун Рождества 1871 года в декорациях и костюмах, выполненных по эскизам Огюста Мариетта. Грандиозный успех спектакля сопоставляли с триумфом Радамеса-победителя. Сразу после представления в Египте «Аида» начала победное шествие по ведущим оперным театрам Европы.

В России опера была исполнена на языке оригинала итальянской труппой в 1875 году, а первая постановка с участием русских певцов состоялась в 1877 году в Мариинском театре под руководством Эдуарда Направника. Роскошный спектакль, где в сцене триумфа выезжали боевые колесницы, запряжённые живыми лошадьми, оформил академик декорационной живописи Императорской Академии художеств Матвей Шишков. В главных партиях блистали Александра Меньшикова (Аида), Мария Каменская (Амнерис), Дмитрий Орлов (Радамес), Богомир Корсов (Амонасро), Фёдор Стравинский (Рамфис), Осип Палечек (Царь Египта). В 1893 году, также под управлением Направника, была осуществлена вторая постановка, с балетными номерами в хореографии Мариуса Петипа и великолепными костюмами Евгения Пономарёва. В этих спектаклях ярко раскрылось искусство выдающихся оперных мастеров Эмилии Павловской, Марии Дейши-Сионицкой, Марии Славиной, Николая Фигнера, Ивана Ершова, Ивана Алчевского, Иоакима Тартакова, Александра Чернова.

С приходом советской власти массовые сценические действа стали ещё более актуальными. В 1922 году новый монументальный спектакль создаёт Владимир Лосский, один из авторов идеи «театра-гиганта». Сценография известного художника Петра Шильдкнехта используется в той «Аиде», которая идёт на исторической сцене Мариинского театра в наши дни. В послевоенное время (1948 год) спектакль был быстро восстановлен благодаря обладавшему феноменальной памятью режиссёру Николаю Гладковскому. Премьерой восстановления дирижировал Даниил Похитонов.

В 1995 году, в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей», «Аида» стала частью интересного культурного проекта между городами-побратимами Миланом и Санкт-Петербургом. Маэстро Гергиев представил новую версию вердиевской оперы в режиссуре Юрия Александрова с историческими декорациями театра Ла Скала, выполненными Лилой де Нобили. В спектакле приняли участие лучшие солисты Мариинской оперной труппы: Галина Горчакова (Аида), Ольга Бородина (Амнерис), Гегам Григорян (Радамес), Николай Путилин (Амонасро).

С 1998 года «Аида» на исторической сцене Мариинского театра идёт в режиссуре Алексея Степанюка. В 2011 году в театре появился ещё один спектакль (музыкальный руководитель и дирижёр — Валерий Гергиев), поставленный в Концертном зале Мариинского театра итальянским режиссёром и хореографом Даниэле Финци Паской. В нём исключены некоторые элементы «большой оперы» (например, балетные номера), и внимание аудитории ещё более концентрируется на отношениях между героями. Лаконичный и современный, спектакль вместе с тем не лишён декоративной красоты (костюмы Джованны Буцци), в него органично вплетены отдельные приёмы циркового искусства.

Последняя Мариинская постановка «Аиды» состоялась в канун 2019 года на сцене владикавказского филиала театра, музыкальный руководитель — Лариса Гергиева. Режиссёром-постановщиком яркого зрелищного спектакля стал Алексей Степанюк, главные партии исполнили солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и артисты из Осетии. Выдержанная в лучших классических традициях постановка Приморской сцены Мариинского театра продолжает славную историю Мариинских воплощений вердиевского шедевра.

Надежда Кулыгина


Премьера: 24 декабря 1871 года, Оперный театр Каира
Премьера постановки в Мариинском театре: 30 декабря 1998 года, Санкт-Петербург
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 11 апреля 2019 года, Владивосток

Продолжительность спектакля: 4 часа 10 минут
Спектакль идёт с тремя антрактами

Возрастная категория 12+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)