В рамках программы XVI Московского Пасхального фестиваля Приморская сцена Мариинского театра представляет вечер симфонической музыки с участием корейского пианиста Сон Чжин Чо, который солирует в Третьем фортепианном концерте Бетховена. Самобытный стиль Сон Чжин Чо отличается масштабным ощущением музыки и высочайшим мастерством. Его манере присуще необыкновенное благородство: игра пианиста тонка и одновременно точна, поражает глубиной и мощностью, и в то же время — умением «петь» на рояле. В своём молодом возрасте Сон Чжин Чо удивительно зрело чувствует и понимает музыку, что делает его интересным в самом разном репертуаре.
Свой первый успех у широкой публики Бетховен завоевал не как композитор, а как концертирующий пианист-виртуоз. В семнадцатилетнем возрасте, во время поездки в Вену, он играл перед Моцартом и заслужил его горячее одобрение. После окончательного переезда в австрийскую столицу Бетховен получил от меценатствующих аристократов множество приглашений выступить на «академии» — авторском вечере, обязательной частью которого являлось исполнение нового концерта и импровизация на заданные темы. Так появились на свет бетховенские концерты: пять фортепианных были написаны им для собственных академий, скрипичный — для известного виртуоза Франца Клемента.
Бетховен обогатил концертный жанр симфоническими чертами и подчеркнул ведущую роль солиста, в каждом случае переосмысливая его функцию и взаимодействие с оркестром. Являясь своеобразным «портретом» композитора на конкретном этапе, фортепианные концерты дают прекрасную возможность проследить эволюцию творческой манеры Бетховена. И если в Первом, и особенно во Втором, ещё ощутима генетическая связь с аналогичными сочинениями Моцарта и Гайдна, то в Третьем концерте происходит решающий перелом. Здесь противопоставление солиста оркестру обретает новую драматическую трактовку и служит выражением конфликтного содержания. По словам Альфреда Корто, «фортепиано вырастает перед оркестром как соперник в героическом единоборстве; порученное ему звучание столь же властно, его разворот столь же могуч, как бетховенская трактовка оркестровой массы». Таким образом, Третий фортепианный концерт Бетховена открыл новую эру в истории этого жанра, что вполне согласовывалось с техническим прогрессом: именно в то время получают распространение фортепиано усовершенствованной конструкции с ярким насыщенным звучанием, приближенным к тембру современного рояля.
Надежда Кулыгина