В рамках программы XVI Московского Пасхального фестиваля в Большом зале Приморской сцены Мариинского театра состоится сольный концерт Сон Чжин Чо. Сегодня этого двадцатидвухлетнего корейского пианиста, среди достижений которого — лауреатские звания на конкурсах имени П.И. Чайковского и Ф. Шопена, с полным правом называют исполнителем мирового уровня. По словам народного артиста СССР Николая Петрова, на своих концертах Сон Чжин Чо «разговаривает с Богом» и его игра неизменно доносит до слушателей высокие идеалы красоты, добра и истины. В программе вечера — Баллады Шопена и Прелюдии Дебюсси, два краеугольных камня фортепианной музыки XIX и ХХ веков. Эти произведения Сон Чжин Чо исполнял на ведущих концертных площадках мира, а записью Шопена дебютировал на крупнейшем классическом лейбле Deutsche Grammophon в ноябре 2016 года.
Сочиняя свои баллады, Фредерик Шопен, этот польский «поэт фортепиано», вдохновлялся сюжетами отечественной романтической литературы, в частности, творчеством Адама Мицкевича. Поэтому их композиция не подчиняется чисто музыкальной логике и закономерностям, а следует литературной программе, сочетая эпические и драматические черты, — вплоть до характерной «роковой» развязки. Психологизм и глубина внутреннего содержания музыки сделали баллады совершенно новым, уникальным художественным явлением. Преображённые магией шопеновского гения, они раскрывают обширную панораму разнообразнейших чувств и эмоций. Ярко выраженная концертная направленность баллад с подчёркнуто контрастными разделами подразумевает большой стиль исполнения, владение всеми средствами выразительности — что делает их в равной степени интересными как для пианиста, так и для аудитории.
Дебюсси, следуя примеру романтиков, также идёт по пути расширения границ музыкального сознания. Придавая большое значение зрительным ассоциациям, он обращается к современной живописи и стремится найти звуковые аналоги приёмов изобразительного искусства. Подобно художникам-импрессионистам, отказавшимся от контура в пользу колорита, Дебюсси избегает мелодии, предпочитая увлекать слух публики красочными переливами гармоний. Более того, не ограничиваясь визуальным воздействием, композитор вовлекает в восприятие все органы чувств. Наделяя музыку вкусом и запахом, Дебюсси предлагает ощутить в пленэрных пейзажах прелюдий соль морских волн и благоухание вечерних ароматов. И вместе с тем помещает свои названия не в начале, а в конце каждой пьесы: в знак того, что не испытывает потребности навязывать публике собственные представления — ведь прелюдии настолько образны, что у каждого вызовут множество впечатлений.
Надежда Кулыгина