Программа концерта — дань уважения русской культуре — составлена из сочинений, разных по масштабу и стилю, но очень ярких и значимых в истории нашей отечественной музыки.
Трудно найти для торжественного открытия концерта произведение более блестящее и радостное, чем «Праздничная увертюра» Дмитрия Шостаковича. Создатель серьёзной сложной музыки, острых драматических концепций, трагических образов и философских откровений, Шостакович порой обращался к людям простым, доступным и ясным языком. Одним из самых любимых сочинений этого плана стала «Праздничная увертюра», которая была написана в 1954 году к 37-й годовщине Великой Октябрьской революции и прозвучала на торжественном концерте в Большом театре 6 ноября. Но первое её исполнение состоялось раньше, в августе, на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки при демонстрации ночной светомузыкальной программы фонтанов. Можно представить себе, как прекрасно сочеталась сверкающая молодой силой и задором музыка увертюры с игрой разноцветных огней в ослепительных струях фонтана!
Великий композитор Николай Римский-Корсаков в 1873–1884 годах служил инспектором духовых оркестров Морского ведомства. Именно в это время он написал Вариации на тему Глинки для гобоя и духового оркестра, впервые исполненные в Кронштадте в 1878 году. Взяв за основу лирический романс Глинки «Что, красотка молодая», композитор мастерски использовал разнообразие красочных оттенков звучания гобоя и его богатые виртуозные возможности.
Совсем иным, чем в «Праздничной увертюре», Дмитрий Шостакович предстаёт в Первом концерте для скрипки с оркестром, написанном в мучительный для композитора период, когда в эпоху сталинизма его творчество подвергалось агрессивной травле, идущей с самого верха. Каждый день, каждый час Шостакович ожидал ареста и последующего ужаса. Четырёхчастность концерта (обычно трёхчастного) сближает его с симфонией, но названия частей имеют скрытый символический смысл. «Ноктюрн» первой части — традиционно мечтательный жанр — превращается в трагический монолог человека, пытающегося осмыслить тяжесть происходящего в окружающем мире и в нём самом. «Скерцо» (шутка) захватывает жутким разгулом злобных античеловечных дьявольских сил. «Пассакалья» (старинный жанр траурной песни) — напряжённое философское размышление. Финал Шостакович горько называет «мифом о народном празднике».
Созданный в 1948 году, концерт впервые был исполнен лишь семь лет спустя, в 1955-м. Солировал великий скрипач Давид Ойстрах, для которого концерт был написан и которому посвящён.
Завершает вечер одно из самых великолепных сочинений мирового фортепианного репертуара — Первый концерт Петра Чайковского. С первых и до последних звуков слушатель радостно, всей душой отдаётся огромной эмоциональной силе, захватывающей мелодической красоте, романтической восторженности и нежной искренности этой музыки.
Зоя Гуменюк