Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Мусоргский. Дворжак. Римский-Корсаков

Дирижёр — Даррелл Анг (Сингапур)


ИСПОЛНИТЕЛИ:

Солистка — Елизавета Сущенко (виолончель, Россия)

Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Даррелл Анг (Сингапур)

В ПРОГРАММЕ:

I отделение

Модест Мусоргский (1839–1881)
Вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на Москве-реке»), IMM 34 (1873–74)

Антонин Дворжак (1841–1904)
Концерт для виолончели с оркестром си минор, соч. 104, B. 191 (1894–95)

II отделение

Николай Римский-Корсаков (1844–1908)
Симфоническая сюита «Шехеразада», соч. 35 (1888)

О концерте

Виолончельный концерт Антонина Дворжака си минор принадлежит к числу шедевров романтического репертуара. Концерт был написан в течение третьего и последнего года работы композитора в Нью-Йорке, в Национальной консерватории, и завершен 9 февраля 1895 года. Он впервые прозвучал 19 марта 1896 года в Лондоне в исполнении Лео Стерна, хотя изначально предназначался для чешского виолончелиста Гануша Вигана. Дворжак принялся за это сочинение после огромного успеха ультраромантического Второго виолончельного концерта ми минор его коллеги по консерватории – ирландского виолончелиста, композитора и дирижера Виктора Херберта. Тот недавно перебрался в США, где стал концертмейстером группы виолончелей оркестра Метрополитен-опера, участником Нью-Йоркского струнного квартета, создателем собственного оркестра легкой музыки и автором популярных оперетт. Но серьезная музыка ему тоже удавалась. У Дворжака работа над концертом протекала нелегко. Он впервые отправился в Америку один, без семьи, и это только усиливало его ностальгию. В отличие от более ранних американских сочинений (симфонии «Из Нового света», 14-го квартета), концерт для виолончели свободен от американизмов. В середине второй части звучит тема песни Дворжака «Оставь меня одну» (соч. 82 № 1). Ее появление связано с полученной композитором вестью о болезни и смерти сестры его жены, в которую он когда-то в юности был влюблен. В финале тема возвращается – в прощальном дуэте виолончели с солирующей скрипкой.

Анна Булычева

В четырех частях этой звуковой, тонко сплетенной сети можно слышать и видеть чудеса… Борис Асафьев

«Мысль об оркестровой пьесе на сюжет некоторых эпизодов из “Шехеразады” возникла у меня к середине зимы 1887 года», — сообщает Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни». Всего за два летних месяца 1888 года композитор завершил партитуру четырехчастной сюиты для большого симфонического оркестра. «Программою, которой я руководствовался при сочинении “Шехеразады”, — продолжает Римский-Корсаков, — были отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины из “Тысячи и одной ночи”, разбросанные по всем четырем частям сюиты: море и Синдбадов корабль, фантастический рассказ Календера-царевича, Царевич и Царевна, Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Великий музыкальный сказочник, Римский-Корсаков создал произведение, которое отличается изумительной живописностью оркестровых красок, почти осязаемой звуковой изобразительностью. Недаром партитуру «Шехеразады» необычайно высоко ценили такие музыкальные «живописцы», как Дебюсси и Равель. Вместе с тем в «Шехеразаде» читается и глубокий философский подтекст – гимн величию природы и всепобеждающей силе человеческой любви, прославление творческого духа… Зримая выразительность, образная пластичность музыки и без программных заголовков пробуждают фантазию слушателя.

Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)