Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Богатырская симфония


Хор и солисты Приморской сцены Мариинского театра
Хормейстеры — Лариса Швейковская, Анна Пипия
Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра
Военный оркестр штаба Тихоокеанского флота
Начальник оркестра — майор Андрей Попов
Чтец — Игорь Чернышов
Дирижёр — Павел Смелков

В ПРОГРАММЕ:
Александр Бородин
Allegro moderato из Симфонии № 2 («Богатырская») си минор, 1869–1876

Николай Римский-Корсаков
«Сеча при Керженце»
из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Александр Бородин
Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь»

Дмитрий Неласов

Сергей Прокофьев
«Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский»

Пётр Чайковский
Ариозо Воина из кантаты «Москва»

Татьяна Макарчук

Пётр Чайковский
«Полтавский бой» из оперы «Мазепа»

Тихон Хренников «Давным-давно» и колыбельная Светланы из кинофильма «Гусарская баллада»

Татьяна Макарчук, Дмитрий Неласов

Михаил Глинка
Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)

О концерте

В концерте прозвучит симфоническая и вокальная музыка, воспевающая отвагу, силу, беззаветную верность Родине защитников Русской земли во все времена.

Александр Порфирьевич Бородин написал немного сочинений, ведь он был крупным учёным-химиком, профессором, а музыкой занимался на досуге. Но какие это были крупные, мощные композиции! Они посвящены прославлению величия Древней Руси и нашего народа.

Своей Второй симфонии Бородин названия не дал, но его друг, критик В.В. Стасов, пишет: «Сам Бородин мне рассказывал не раз, что в адажио (II часть) он желал нарисовать фигуру „баяна“ (певца-сказителя), в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира, при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». Вот как появилось ставшее затем распространённым название «Богатырская симфония»!

3 сентября в Большом зале театра прозвучит Первая часть этой симфонии. Тяжеловесность и великанскую поступь главной темы оттеняет песенная плавная мелодия — как будто две стороны русского образа: мужественно волевая и мягко женственная. Пройдя через испытания, грозное наступление враждебных сил, музыка приходит к утверждению богатырского могущества и силы. Затем оркестр исполнит несколько симфонических пьес, изображающих драматические страницы русской истории — битвы с врагом «не на жизнь, а на смерть». В «Сече при Керженце» Н. Римского-Корсакова это татары, в «Ледовом побоище» С. Прокофьева — немецкие «псы-рыцари», в «Полтавском бое» П. Чайковского — шведы. Все враги свирепы и грозны, но защитники Отечества не сдаются, и Россия наша жива!

А. Бородин в Арии князя Игоря (он боролся с половцами в XII веке), П. Чайковский в Ариозо юного Воина воплощают характеры двух совершенно контрастных персонажей, но объединённых решимостью любой ценой, пусть даже собственной жизни, отстоять Родину. В сущности, та же тема то в трогательно лирической (Колыбельная Светланы), то в шутливой форме представлена в героической комедии А. Гладкова «Давным-давно» с чудесной музыкой Т. Хренникова.

Завершает концерт финальный хор «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Вот уже почти два столетия эта великолепная сверкающая радостью музыка является для россиян олицетворением ПОБЕДЫ, торжества мира, правды и добра, —настоящим гимном нашей ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ!

Зоя Гуменюк

Программа праздничного концерта «Богатырская симфония» включает лучшие произведения отечественной музыкальной литературы и составлена таким образом, чтобы напомнить слушателям славные страницы русской истории. Вечер откроет Первая часть самой известной симфонии Бородина, которую авторитетный критик Стасов метко окрестил «Богатырской». Её образы возвращают к легендарным началам государства российского, мифологии русского былинного эпоса: согласно Стасову, Бородин желал представить в ней картину собрания русских богатырей. Знаменитые «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» Прокофьева и «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова посвящены беспримерным подвигам русских войск в битвах против Ливонского ордена и татаро-монгольской орды в период Средневековья. «Полтавский бой» из оперы «Мазепа» Чайковского симфоническими средствами рисует одну из величайших баталий петровской эпохи, которая стала переломной для хода Северной войны.

В вокальной программе концерта — развёрнутая ария князя Игоря из одноимённой оперы Бородина, воплощающая целый спектр переживаний северского князя о судьбе своей родины в трудный период феодальной усобицы перед лицом стремительно набирающих силу кочевников-половцев. Ариозо Воина из кантаты «Москва» относится к жемчужинам лирики Чайковского, легко конкурируя с прекраснейшими из его оперных арий. Памятники героизму русской женщины — мгновенно ставшие хитами «Колыбельная Светланы» и «Давным-давно» Хренникова из кинофильма «Гусарская баллада» о событиях Отечественной войны 1812 года.

В завершение вечера прозвучит хоровой эпилог «Славься» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») Глинки — грандиозный гимн русской стране и народу, выходящий за рамки конкретного исторического события и приобретающий вневременное значение общенационального характера.

В исполнении праздничной программы участвуют объединённый коллектив симфонического оркестра Приморской сцены Мариинского театра и военного оркестра штаба Тихоокеанского флота, хор и ведущие солисты оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра под управлением Павла Смелкова.

Надежда Кулыгина
Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)