Владивосток, Приморская сцена, Малый зал

Концерт квартета имени Давида Ойстраха

При поддержке
Министерства культуры Российской Федерации
В рамках программ «Звезды XXI» века
или «Всероссийские филармонические сезоны».

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Квартет им. Давида Ойстраха:
Андрей Баранов (1-я скрипка)
Родион Петров (2-я скрипка)
Федор Белугин (альт)
Алексей Жилин (виолончель)

 

В ПРОГРАММЕ:

I отделение:

Франц Шуберт
Струнный квартет № 12 “Quartettsatz”, до минор, D 703 (1820)

Дмитрий Шостакович
Струнный квартет № 8, до минор, соч. 110 (1960)

II отделение:

Пётр Чайковский
Струнный квартет № 1, ре мажор, соч. 11 (1871)

Никколо Паганини
Каприсы № 9, № 24 (переложение для квартета Фёдора Белугина)

О концерте

Квартет № 12 Франца Шуберта — сочинение столь же загадочное, как и знаменитая «Неоконченная симфония» того же автора. После смерти композитора его брат Фердинанд обнаружил среди бумаг покойного рукопись единственной части квартета, сочиненной 14 годами ранее. Почему Шуберт написал только одну часть вместо традиционных четырех? На этот вопрос вряд ли можно дать точный ответ, однако вопреки своей незавершенности произведение прочно утвердилось в концертном репертуаре, повторив судьбу «Неоконченной симфонии». Между «неоконченным квартетом» и «Неоконченной симфонией» немало общего и в чисто музыкальном отношении, прежде всего — ярко романтический характер обоих сочинений. Здесь романтизм вертеровский, романтизм «Бури и натиска»: он задается тревожно взволнованным вступлением и вихревыми порывами взлетающих пассажей. Первая скрипка выступает в роли голоса, чьи песенные интонации рождают элегическую мелодию, словно прерываемую вздохами. Это — одна из тех мелодий, которые проникают глубоко в душу и остаются в ней навсегда. Возможно, сказав самое сокровенное в одной части, Шуберт уже не имел потребности сочинять еще три раздела для завершения цикла.

Надежда Кулыгина

Восьмой квартет Шостаковича пользуется популярностью, редкой для произведения столь академичного жанра. Причина — программа, которую Шостакович исчерпывающе разъяснил в письме Исааку Гликману, рассказывая другу о пребывании в июле 1960 года на курорте в Саксонской Швейцарии, под Дрезденом: «Смотрел материалы кинофильма "Пять дней, пять ночей"», создаваемого Лео Арнштамом. Меня там очень хорошо устроили для создания творческой обстановки. Творческие условия оправдали себя: я сочинил там Восьмой квартет. Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвящённое моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое». Шостакович написал эту музыкальную автоэпитафию буквально через несколько дней после того, как все-таки не смог избежать вступления в КПСС (хотя много раз зарекался это делать). Квартет открывается темой-монограммой (D-Es-C-H), которая проходит через все пять частей, делаясь местами даже назойливой. Автопортрет композитора дорисован с помощью тем из его Первой, Восьмой, Десятой симфоний, оперы «Леди Макбет Мценского уезда», фортепианного трио и виолончельного концерта. «Намёками» проходят темы из Траурного марша Вагнера, Шестой симфонии Чайковского, а также революционная песня «Замучен тяжёлой неволей». Официально квартет посвящён памяти жертв фашизма и войны. Квартет существует в версиях для различных исполнительских составов. За оркестровкой Рудольфа Баршая закрепилось название Камерная симфония.

Анна Булычёва

Первый квартет ре мажор, соч. 11 (1871) создан Чайковским — молодым профессором недавно открывшейся Московской консерватории, автором Первой симфонии «Зимние грёзы» и увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», заслуживших громкий успех у публики. Впервые исполненный в авторском концерте Чайковского в Москве 16 марта 1871 года, квартет сразу полюбился слушателям. В Петербурге, где квартет вскоре также был сыгран, он, по словам автора, «произвел фурор».
Четырёхчастный цикл квартета, при всей классичности его строения, отмечен яркой индивидуальностью композитора. Медленная часть квартета — знаменитое Andante cantabile — сделалась излюбленной пьесой, многократно переложенной для различных инструментов и ансамблей. Чайковский использовал в ней популярную городскую народную песню «Сидел Ваня на диване». В декабре 1876 года (к тому времени Чайковский был уже автором трёх струнных квартетов) Первый квартет прозвучал на музыкальном вечере в Московской консерватории в честь Л.Н. Толстого.
Слушая Andante cantabile, Толстой разрыдался. На следующий день он послал Чайковскому письмо с выражением благодарности за «чудный вечер», предложив композитору народные песни для обработки.

Иосиф Райскин

24 каприса для скрипки соло (1802–1817) — цикл, с которого началась композиторская биография Никколо Паганини. Ко времени сочинения каприсов Паганини лишь начинал свою карьеру и ещё не успел стать скрипачом-виртуозом, известным всей Европе. Каприсы изначально не предназначались для публичного исполнения — они были посвящены «всем музыкантам» и задуманы как своеобразная «школа игры», однако впоследствии стали популярны и как концертные произведения.
Паганини раскрыл неведомые прежде возможности инструмента. Однако не только в технической сверхсложности заключается ценность этих пьес (по существу этюдов на определенный вид скрипичной техники). Паганини положил начало такому пониманию жанра, которое впоследствии проявится в фортепианных этюдах Шопена и Листа, где техническая задача является лишь средством создания художественного образа.
Овеянная мифами фигура легендарного виртуоза и композитора стала культовой для музыкального романтизма.

Анастасия Спиридонова

Об исполнителях

Квартет им. Давида Ойстраха объединяет молодых российских солистов и заслуженных мастеров квартетного искусства. Музыканты играют на инструментах итальянских мастеров XVIII и XIX веков.

Первая скрипка квартета Андрей Баранов — обладатель наград более двадцати международных конкурсов, победитель самого престижного и старейшего состязания среди скрипачей – Международного конкурса им. Королевы Елизаветы в Брюсселе (2012). За 75 лет до Андрея Баранова на I конкурсе им. Королевы Елизаветы триумфально выступил Давид Ойстрах. После победы Баранова квартет получил право носить имя прославленного скрипача. Это решение было поддержано семьей Давида Ойстраха. А музыкальный фонд Nippon предоставил Баранову скрипку Huggins работы Антонио Страдивари (1708).

Партию второй скрипки исполняет Родион Петров, выпускник Высшей школы музыки им. Королевы Софии в Мадриде и Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Родион Петров — лауреат международных конкурсов им. Р. Липицера и им. Н. Паганини. Выступал в Национальной аудитории Мадрида, токийском Сантори-холле и других известных залах. Играет на инструменте работы итальянского мастера Франческо Руджери (1680).

Альтист Фёдор Белугин — лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Российской академии музыки им. Гнесиных. Активно выступает как солист. В 2005–2011 годах являлся участником Государственного квартета им. Д.Д. Шостаковича.

Виолончелист квартета Алексей Жилин — солист Санкт-Петербургского Дома музыки. Лауреат международных конкурсов. Регулярно выступает с ведущими симфоническими и камерными оркестрами России. C 2013 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории.

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)