21 октября в Малом зале Приморской сцены Мариинского театра состоится вечер вокальной музыки с участием ведущих солистов Мариинской оперной труппы, лауреатов международных конкурсов Оксаны Шиловой и Юрия Воробьёва. Партнёры на сцене и в жизни, они продолжают традиции великих вокальных дуэтов, таких как Тамара Милашкина и Владимир Атлантов, Ирина Архипова и Владислав Пьявко, Тамара Синявская и Муслим Магомаев. Колоратурное сопрано Оксаны Шиловой с полным правом называют одним из красивейших голосов Мариинской оперы. Богатство выразительных оттенков, чистота звучания и интонации, виртуозная техника — вот те вокальные качества, которые неизменно привлекают внимание аудитории к этой талантливой и обаятельной артистке. Роскошный голос Юрия Воробьёва относится к типу баса-кантанте или певучего баса, и отличается мягким бархатным тембром.
В программе вечера — шедевры русского классического романса. Романс вошёл в историю русской музыки как один из самых замечательных и богатых жанров и завоевал, наряду с классической оперой, особую популярность у аудитории всех возрастов. Истоки русского романса — народная крестьянская и городская песенная лирика, а также французские романсы, которые с начала XIX столетия приобрели огромную популярность в дворянской среде. Отечественный романс возник и вырос в атмосфере музыкальных салонов: многие русские аристократы и интеллигенты получали солидное образование в сфере искусства, играли на фортепиано и сами сочиняли, а в курс обучения благородных барышень обязательно входили уроки вокала. Романсы непрофессиональных композиторов рождались спонтанно: достаточно было какому-нибудь поэту на званом вечере написать стихи в альбом великосветской красавицы, как тут же находились музыкальные таланты, которые перекладывали их на ноты и исполняли. Первые известные мастера романса — Гурилёв, Алябьев, Варламов, Глинка, Даргомыжский — тоже начинали свой путь именно с таких опытов. Для оперных композиторов романс также стал своеобразной лабораторией, в которой оттачивалось умение писать для голоса в масштабах крупной формы. На протяжении XIX века романс непрерывно развивался, и камерно-вокальное творчество Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова относят к вершинам данного жанра.
В романсах Римского-Корсакова отчётливо проявляется его стремление к картинности, живописности музыки. Обладавший цветным слухом композитор был художником, умевшим остро видеть мир, чувствовать непреходящую красоту природы. Лучшие романсы Римского-Корсакова — это прекрасные музыкальные пейзажи: «На холмах Грузии», «На нивы жёлтые нисходит тишина», «Пленившись розой, соловей», «Ночевала тучка золотая», «Не ветер, вея с высоты», «То было раннею весною», «Звонче жаворонка пенье».
Камерно-вокальное новаторство Чайковского выразилось во внутреннем обогащении романса. Его романсы — наиболее личная и психологическая лирика, раскрывающая самые глубокие и сокровенные человеческие переживания. Самый интересный эксперимент композитора в этом жанре — переосмысление поэтического текста в музыке, особенно активный в таких романсах, как «Забыть так скоро», «Нет, только тот, кто знал», «Скажи, о чём в тени ветвей». К числу совершенных русских романсов принадлежат «День ли царит» и «Благословляю вас, леса» с их экстатической полнотой наслаждения жизнью.
Романсы Рахманинова «Вчера мы встретились» и «У врат обители святой» насыщены драматической экспрессией и принимают форму трагического монолога. Герой первого из них встречает после долгой разлуки свою возлюбленную в облике… падшей женщины, а во втором романсе отвергнутая любовь сравнивается с камнем, вложенным в руку нищего вместо подаяния. Эти романсы ярко свидетельствуют, насколько далеко ушло развитие камерно-вокального жанра от первоначальных амурных посвящений светского салона.
Надежда Кулыгина