Владивосток, Приморская сцена, Малый зал

Вечер вокальной музыки

Солисты Мариинского театра:
Оксана Шилова и Юрий Воробьёв

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Оксана Шилова
Юрий Воробьёв
Дмитрий Ефимов (фортепиано)

В ПРОГРАММЕ:
Николай Римский-Корсаков
«Не ветер, вея с высоты...» (сл. А. Толстого)

Николай Римский-Корсаков
«Ночевала тучка золотая...» (сл. М. Лермонтова)

Николай Римский-Корсаков
«Пленившись розой, соловей...» (сл. А. Кольцова)

Николай Римский-Корсаков
«То было раннею весной...» (сл. А. Толстого)

Николай Римский-Корсаков
«На холмах Грузии» (сл. А. Пушкина)

Николай Римский-Корсаков
«На нивы жёлтые нисходит тишина...» (сл. А. Толстого)

Николай Римский-Корсаков
«Нимфа» (сл. А. Майкова)

Николай Римский-Корсаков
«Звонче жаворонка пенье...» (сл. А. Толстого)

Сергей Рахманинов
«Вчера мы встретились» (сл. Я. Полонского)

Пётр Чайковский
«Забыть так скоро…» (сл. А. Апухтина)

Сергей Рахманинов
«У врат обители святой...» (сл. М. Лермонтова)

Пётр Чайковский
«Скажи, о чём в тени ветвей...» (сл. Ф. Сологуба)

Пётр Чайковский
«Нет, только тот, кто знал...» (сл. И. Гёте в переводе Л. Мея)

Пётр Чайковский
«День ли царит...» (сл. А. Апухтина)

Пётр Чайковский
«Благословляю вас, леса...» (сл. А. Толстого)

О концерте

21 октября в Малом зале Приморской сцены Мариинского театра состоится вечер вокальной музыки с участием ведущих солистов Мариинской оперной труппы, лауреатов международных конкурсов Оксаны Шиловой и Юрия Воробьёва. Партнёры на сцене и в жизни, они продолжают традиции великих вокальных дуэтов, таких как Тамара Милашкина и Владимир Атлантов, Ирина Архипова и Владислав Пьявко, Тамара Синявская и Муслим Магомаев. Колоратурное сопрано Оксаны Шиловой с полным правом называют одним из красивейших голосов Мариинской оперы. Богатство выразительных оттенков, чистота звучания и интонации, виртуозная техника — вот те вокальные качества, которые неизменно привлекают внимание аудитории к этой талантливой и обаятельной артистке. Роскошный голос Юрия Воробьёва относится к типу баса-кантанте или певучего баса, и отличается мягким бархатным тембром.

В программе вечера — шедевры русского классического романса. Романс вошёл в историю русской музыки как один из самых замечательных и богатых жанров и завоевал, наряду с классической оперой, особую популярность у аудитории всех возрастов. Истоки русского романса — народная крестьянская и городская песенная лирика, а также французские романсы, которые с начала XIX столетия приобрели огромную популярность в дворянской среде. Отечественный романс возник и вырос в атмосфере музыкальных салонов: многие русские аристократы и интеллигенты получали солидное образование в сфере искусства, играли на фортепиано и сами сочиняли, а в курс обучения благородных барышень обязательно входили уроки вокала. Романсы непрофессиональных композиторов рождались спонтанно: достаточно было какому-нибудь поэту на званом вечере написать стихи в альбом великосветской красавицы, как тут же находились музыкальные таланты, которые перекладывали их на ноты и исполняли. Первые известные мастера романса — Гурилёв, Алябьев, Варламов, Глинка, Даргомыжский — тоже начинали свой путь именно с таких опытов. Для оперных композиторов романс также стал своеобразной лабораторией, в которой оттачивалось умение писать для голоса в масштабах крупной формы. На протяжении XIX века романс непрерывно развивался, и камерно-вокальное творчество Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова относят к вершинам данного жанра.

В романсах Римского-Корсакова отчётливо проявляется его стремление к картинности, живописности музыки. Обладавший цветным слухом композитор был художником, умевшим остро видеть мир, чувствовать непреходящую красоту природы. Лучшие романсы Римского-Корсакова — это прекрасные музыкальные пейзажи: «На холмах Грузии», «На нивы жёлтые нисходит тишина», «Пленившись розой, соловей», «Ночевала тучка золотая», «Не ветер, вея с высоты», «То было раннею весною», «Звонче жаворонка пенье».

Камерно-вокальное новаторство Чайковского выразилось во внутреннем обогащении романса. Его романсы — наиболее личная и психологическая лирика, раскрывающая самые глубокие и сокровенные человеческие переживания. Самый интересный эксперимент композитора в этом жанре — переосмысление поэтического текста в музыке, особенно активный в таких романсах, как «Забыть так скоро», «Нет, только тот, кто знал», «Скажи, о чём в тени ветвей». К числу совершенных русских романсов принадлежат «День ли царит» и «Благословляю вас, леса» с их экстатической полнотой наслаждения жизнью.

Романсы Рахманинова «Вчера мы встретились» и «У врат обители святой» насыщены драматической экспрессией и принимают форму трагического монолога. Герой первого из них встречает после долгой разлуки свою возлюбленную в облике… падшей женщины, а во втором романсе отвергнутая любовь сравнивается с камнем, вложенным в руку нищего вместо подаяния. Эти романсы ярко свидетельствуют, насколько далеко ушло развитие камерно-вокального жанра от первоначальных амурных посвящений светского салона.

Надежда Кулыгина
Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)