«12 шотландских песен» для голоса в сопровождении инструментального трио — последние обработки Бетховена народных песен — специфического жанра, снискавшего популярность среди европейских любителей музыки в начале XIX века. Суть quasi-фольклорной аранжировки заключалась в том, что известная традиционная мелодия получала новый текст, новую гармонизацию и инструментовку, выполненную профессиональными композиторами. Написанные в разные годы (1815–1819), «Шотландские песни» Бетховена были собраны в сборник и опубликованы лишь после смерти композитора в 1864 году издателем Джорджем Томсоном. Некоторые из бетховенских гармонизаций казались ему слишком сложными и изощрёнными для любительского рынка, что отложило время их выпуска. Однако со временем недостаток превратился в достоинство: богатство гармоний придаёт звучанию небольшого ансамбля невероятную насыщенность и объём — особенно в тех песнях, где поют все три голоса и играет весь состав трио. При прослушивании подобных номеров нередко возникает ощущение, будто задействовано не шесть, а большее число исполнителей. В совокупности с живым настроением и простыми для исполнения партиями, эта лёгкая музыка выдающегося композитора обеспечивает приятное времяпровождение и музыкантам, и слушателям.
Фортепианное трио ре минор (1839) Мендельсона написано в Лейпциге в плодотворнейший для композитора период. Счастливая семейная жизнь, активная исполнительская и общественно-просветительская деятельность создали самые благоприятные условия для вдохновенной композиции. Это произведение получило признание сразу же после издания: Роберт Шуман назвал его «шедевром среди современных трио» и предрёк, что «эта чрезвычайно тонкая композиция будет радовать наших внуков и правнуков в течение многих последующих лет». Действительно, ре-минорное трио стало не только одним из самых исполняемых камерных произведений Мендельсона, но и вошло в золотой репертуар всей камерной музыки XIX века. Виртуозность фортепианной партии и эффектное звучание сделали его привлекательным для многих выдающихся исполнителей. А музыкальная композиция трио, органично соединившая певучий лиризм в духе мендельсоновских «Песен без слов» (Andante con moto tranguillo), восхитительную фантастическую скерцозность, напомнившую образы волшебных фей из «Сна в летнюю ночь» (Sherzo) и страстную патетику романтизма (Molto allegro agitato и Allegro assai appassionato), стала одной из любимейших у публики.
На написание трио для кларнета, виолончели и фортепиано ля минор (1891) Иоганнеса Брамса вдохновил кларнетист Рудольф Мюльфельд. Знакомство с выдающимся музыкантом («Он лучший духовик, какого я знаю», — писал о Мюльфельде композитор) сподвигло Брамса, который уже считал свою композиторскую карьеру завершённой, на создание ряда камерных ансамблей с участием кларнета, украсивших его поздний период творчества. Как отмечают исследователи, тембр кларнета, «удивительно напоминающий человеческий голос, рассказывающий или жалующийся», прекрасно подходил к элегической окраске, преобладающей в лирике позднего Брамса (Е. Царёва). Однако в ля-минорном трио ведущую роль наряду с кларнетом играет партия виолончели, мелодический материал которой не менее значим. Четыре части произведения запечатлевают разные настроения: сумрачное Allegro сменяется созерцательным мажорным Adagio, а вальсовое Andante grazioso энергичным финалом, соединившим черты тарантеллы и чардаша.
Наталья Рогудеева