Режиссёр
Заслуженный деятель искусств России.
Алексей Степанюк получил образование в Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и в течение семи лет являлся главным режиссёром Челябинского академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки.
С 1993 года работает в Мариинском театре как режиссёр-постановщик. Дебютом Алексея Степанюка на сцене Мариинского театра стала опера Римского-Корсакова «Садко». Этот спектакль с 1993 года по сегодняшний день идет с неизменным успехом и был показан на лучших мировых оперных сценах, в том числе на Эдинбургском фестивале в 1995 году. Известный музыковед Джон Элисон писал в «Таймс»: «Постановка Алексея Степанюка достоверна насколько это возможно. Но подлинность не превращает её в экспонат музея, наоборот, каждая из семи сцен оперы наполнена настоящей театральной жизнью. Спектакль стал кульминацией фестиваля». После гастролей Мариинского театра в Париже в 1995 году Кристоф Кристи писал в «Опера-Интернасиональ»: «Постановка оперы "Садко", безусловно, самая удачная из всех четырёх представленных нам спектаклей. В ней есть тонкая стилизация и что-то такое, что подводит нас к эстетике "Русских сезонов"». Спектакль «Садко» в постановке Алексея Степанюка (дирижёр Валерий Гергиев) был записан на DVD компаниями Philips и NHK.
В 1994 году Алексей Степанюк и Валерий Гергиев осуществили постановку оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Спектакль вызвал споры и в России, и за рубежом. Известный исследователь творчества Римского-Корсакова Алексей Кандинский писал: «Из пяти постановок "Китежа", которые мне приходилось видеть, спектакль Мариинского театра 1994 года — самый цельный и в музыкальном, и в художественном отношении, что само по себе — сложнейшая задача (...) В спектакле все находилось в идеальном равновесии: солисты, оркестр, хор, режиссерское решение с многозначительными символами. А гениальнейшая сцена письма Февронии Гришке была решена и музыкально, и постановочно так, что, быть может, впервые стало абсолютно понятно: всё, время кончилось, дальше – вечность». На гастролях в Нью-Йорке спектакль был показан четыре раза и имел большой успех, о чем свидетельствует Эдвард Ротштейн в «Нью-Йорк Таймс».
На сцене Мариинского театра Алексей Степанюк осуществил постановки опер «Травиата» Верди и «Свадебка» Стравинского. В 1995 году в лондонском Королевском Альберт-холле режиссёр с труппой Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева представил публике грандиозную постановку «Князя Игоря» Бородина. После премьеры Джон Алисон писал: «..."Князь Игорь", без сомнения, остается одним из самых значительных событий года». В 1998 году Алексеем Степанюком на сцене Мариинского театра была поставлена «Аида» Верди в возобновлённых декорациях Петра Шильдкнехта. А летом 2004 года Алексей Степанюк создал новую версию оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Это событие было связано с возвращением в Россию Тихвинской иконы Божьей Матери. Последней премьерой Алексея Степанюка на сцене Мариинского театра стала постановка оперы Бизе «Кармен». На сцене Концертного зала Мариинского театра Алексей Степанюк осуществил постановки опер «Очарованный странник» (2008), «Севильский цирюльник» (2009) и «Мистерия апостола Павла» (2010). В Мариинском-2 поставил оперы «Левша» (2013), «Евгений Онегин» (2014), «Пиковая дама» (2015) и «Рождественская сказка» (2015).
Кроме того Алексей Степанюк имеет ряд постановок за рубежом, среди которых «Евгений Онегин», поставленный в 1998 году (Сан-Франциско, художественный руководитель и дирижёр – Юрий Темирканов).
Алексей Степанюк много и плодотворно работает в театрах России и ближнего зарубежья: в Латвии, Литве, на Украине, в Новосибирске (где на протяжении трёх лет являлся главным режиссёром), Челябинске, Екатеринбурге, Казани, Саратове. В 2004 году он поставил в Москве, в Зале им. П.И. Чайковского, спектакль «Пиковая дама», а в 2005 году — спектакль «Тристан и Изольда». Его постановки опер «Кармен» (Новосибирск) и «Пиковая дама» (Челябинск) были номинированы на премию «Золотая маска» как лучшие спектакли года, а спектакль «Очарованный странник» получил премию в номинациях «Лучшая женская роль в опере» и «Работа композитора в музыкальном театре». В 2002 году по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» и Союза театральных деятелей России Алексей Степанюк был назван «Режиссёром года». Всего Алексей Степанюк поставил более 70 оперных спектаклей.
В 2006 году ему присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств России. Профессор кафедры оперной режиссуры Санкт-Петербургской консерватории.