К концу 1860-х годов имя Верди получает всемирное признание. Его сочинения прочно закрепляются в репертуаре ведущих музыкальных сцен, сотрудничества с композитором ищут крупнейшие театры: Парижская опера, петербургский Мариинский театр. Сам же Верди в это время занят поиском сюжета для новой драмы, и счастливый случай приходит ему на помощь. Египетское правительство заказывает композитору оперу для Каирского театра, строительство которого приурочено к открытию Суэцкого канала. А затем друг Верди передаёт ему сценарий знаменитого египтолога Огюста Мариетта, основанный на старинной легенде.
Увлечённый сюжетом «Аиды», композитор немедленно приступил к сочинению. В стремлении передать экзотическую атмосферу далёкой эпохи, он изучает историю, быт и искусство Древнего Египта, совместно с поэтом Антонио Гисланцони работает над либретто. Цель Верди — добиться театральной выразительности каждого слова и ясности действия, насыщенного острыми драматическими ситуациями и столкновениями сильных характеров.
В «Аиде» присутствуют такие черты большой оперы, как развёрнутые массовые сцены, развитые ансамбли, балетные номера, хоры, шествия. Однако декоративная пышность не нарушает цельности развития психологической драмы, основа которой — вечный конфликт между чувством и долгом. Разрешить этот конфликт предстоит каждому из главных героев. Их сложные, подчас противоречивые образы обнаруживают в процессе развития всё новые грани, и даже классический любовный треугольник подан у Верди далеко не столь однозначно. Необычен и «тихий» финал оперы — «не столько звуки, сколько слёзы», как характеризовал один из современников композитора дуэт умирающих Аиды и Радамеса.
Оркестр «Аиды» редко ограничивается простым аккомпанементом певцов, но играет важную роль в музыкальной драматургии. Исследователи отмечали, что Верди учёл опыт Вагнера, не изменяя вокальной природы оперного жанра. Герои «Аиды» наделяются оркестровыми темами, которые сопровождают их появление на сцене или выдают их мысли. Также за персонажами закрепляются определенные группы тембров: Аида — деревянные духовые, Амнерис — струнные, жрецы — медные духовые. Особой функцией инструментов можно считать и создание красочного восточного колорита: так, Римский-Корсаков признавался, что учился на «Аиде» «драматическому оркестру», отмечая «гениально найденные» ударные перед дуэтом Радамеса и Аиды в III действии и «нильские» флажолеты виолончелей, а также мастерство использования флейт. Большое внимание уделено трубам и арфам — древнейшим инструментам, широко применявшимся в музыке Египта времён фараонов. Один из самых эффектных номеров «Аиды» — «Триумфальный марш» из II действия, в исполнении которого принимают участие и сценические трубы.
Большая опера неотделима от большого стиля исполнения. Партии главных героев требуют сильных красивых голосов, а богатейшая палитра эмоций — владения всем арсеналом выразительных средств в пределах огромной тесситуры. Вот почему «Аида», несмотря на свою популярность, доступна далеко не каждому театру — во всяком случае, в том виде, в котором её задумал Верди. Премьера оперы состоялась в Каире в канун Рождества 1871 года в декорациях и костюмах, выполненных по эскизам Огюста Мариетта. Грандиозный успех спектакля сопоставляли с триумфом Радамеса-победителя. Сразу после представления в Египте «Аида» начала победное шествие по ведущим оперным театрам Европы.
В России опера была исполнена на языке оригинала итальянской труппой в 1875 году, а первая постановка с участием русских певцов состоялась в 1877 году в Мариинском театре под руководством Эдуарда Направника. Роскошный спектакль, где в сцене триумфа выезжали боевые колесницы, запряжённые живыми лошадьми, оформил академик декорационной живописи Императорской Академии художеств Матвей Шишков. В главных партиях блистали Александра Меньшикова (Аида), Мария Каменская (Амнерис), Дмитрий Орлов (Радамес), Богомир Корсов (Амонасро), Фёдор Стравинский (Рамфис), Осип Палечек (Царь Египта). В 1893 году, также под управлением Направника, была осуществлена вторая постановка, с балетными номерами в хореографии Мариуса Петипа и великолепными костюмами Евгения Пономарёва. В этих спектаклях ярко раскрылось искусство выдающихся оперных мастеров Эмилии Павловской, Марии Дейши-Сионицкой, Марии Славиной, Николая Фигнера, Ивана Ершова, Ивана Алчевского, Иоакима Тартакова, Александра Чернова.
С приходом советской власти массовые сценические действа стали ещё более актуальными. В 1922 году новый монументальный спектакль создаёт Владимир Лосский, один из авторов идеи «театра-гиганта». Сценография известного художника Петра Шильдкнехта используется в той «Аиде», которая идёт на исторической сцене Мариинского театра в наши дни. В послевоенное время (1948 год) спектакль был быстро восстановлен благодаря обладавшему феноменальной памятью режиссёру Николаю Гладковскому. Премьерой восстановления дирижировал Даниил Похитонов.
В 1995 году, в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей», «Аида» стала частью интересного культурного проекта между городами-побратимами Миланом и Санкт-Петербургом. Маэстро Гергиев представил новую версию вердиевской оперы в режиссуре Юрия Александрова с историческими декорациями театра Ла Скала, выполненными Лилой де Нобили. В спектакле приняли участие лучшие солисты Мариинской оперной труппы: Галина Горчакова (Аида), Ольга Бородина (Амнерис), Гегам Григорян (Радамес), Николай Путилин (Амонасро).
С 1998 года «Аида» на исторической сцене Мариинского театра идёт в режиссуре Алексея Степанюка. В 2011 году в театре появился ещё один спектакль (музыкальный руководитель и дирижёр — Валерий Гергиев), поставленный в Концертном зале Мариинского театра итальянским режиссёром и хореографом Даниэле Финци Паской. В нём исключены некоторые элементы «большой оперы» (например, балетные номера), и внимание аудитории ещё более концентрируется на отношениях между героями. Лаконичный и современный, спектакль вместе с тем не лишён декоративной красоты (костюмы Джованны Буцци), в него органично вплетены отдельные приёмы циркового искусства.
Последняя Мариинская постановка «Аиды» состоялась в канун 2019 года на сцене владикавказского филиала театра, музыкальный руководитель — Лариса Гергиева. Режиссёром-постановщиком яркого зрелищного спектакля стал Алексей Степанюк, главные партии исполнили солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и артисты из Осетии. Выдержанная в лучших классических традициях постановка Приморской сцены Мариинского театра продолжает славную историю Мариинских воплощений вердиевского шедевра.
Надежда Кулыгина