Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Камерный ансамбль «Солисты Москвы»


ИСПОЛНИТЕЛИ:

Зиновия Нестеренко (скрипка, солистка Всероссийского юношеского симфонического оркестра)
Александра Обнорская (флейта, солистка Всероссийского юношеского симфонического оркестра)

Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Художественный руководитель, солист и дирижёр — Юрий Башмет (альт)

В ПРОГРАММЕ:

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
«Маленькая ночная серенада» (Серенада № 13 для струнных соль мажор), KV 525 (1787)

Пётр Чайковский (1840–1893)
«Вальс-скерцо» для скрипки с оркестром до мажор, соч. 34 (1877)

Джованни Соллима (род. 1962)
Contrafactus для флейты и струнного оркестра (2000)

Эдвард Григ (1843–1907)
Две норвежские мелодии для струнного оркестра, соч. 63 (1894-95)

Иоганнес Брамс (1833–1897)
Adagio из квинтета для кларнета и струнных си минор, соч. 115 (1891). Переложение для альта и струнного оркестра Юрия Башмета

Пётр Чайковский (1840–1893)
Серенада для струнного оркестра до мажор, соч. 48 (1880)

О концерте

Вольфганг Амадей Моцарт сочинил «Маленькую ночную серенаду» в Вене 10 августа 1787 года. Это время — между «Свадьбой Фигаро» и тремя последними симфониями — было временем расцвета его таланта, но в то лето возникло на удивление мало произведений. И если б не «Маленькая ночная серенада», его никак нельзя было бы назвать продуктивным.
Неизвестно, кто заказал это сочинение Моцарту, а подобные создавались только на заказ, по торжественным поводам, например, по случаю свадеб.
«Маленькая ночная серенада» действительно очень маленькая. Подобные ей ночные серенады обычно включали пять, семь и более частей, в том числе как минимум два-три менуэта. В их исполнении могли участвовать до четырех оркестров, наполняя звуками дворцовые парки и создавая эффекты эха. Моцарт ограничился одним струнным оркестром и четырьмя частями — это Allegro, романс, менуэт и рондо. Правда, первоначально между Allegro и романсом находился еще один менуэт, впоследствии бесследно исчезнувший.
Миниатюрная «Маленькая ночная серенада», полная грации, остроумия и нескрываемого довольства жизнью — образец «легкого жанра» классической эпохи.

Анна Булычёва

Серенада для струнного оркестра до мажор (1880) Петра Чайковского принадлежит к числу известнейших произведений композитора. Сочиняя ее, Чайковский опирался на образцы XVIII века (сам он писал: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца») и на опыт своих современников, из которых ему был особенно близок венгерский композитор Фридрих Роберт Фолькман. В первой части присутствуют характерные черты инструментального письма начала XVIII столетия и моцартовской эпохи. Вторая часть — вальс — традиционный для серенады знак обращения к бытовому жанру (в XVIII веке это был менуэт). Элегия (третья часть) имеет отчетливо вокальную природу: аккомпанирующие голоса трактованы как хор, а основная напевная мелодия — это, конечно, романс, гениальная «песня без слов» в ряду других созданных Чайковским. С еще одним типом бытовой музыки мы встречаемся в финале, тема которого — русская плясовая песня «Под яблонькой». Так в шедевре гениального композитора слились традиции двух столетий отечественной и европейской музыки.

Надежда Кулыгина

Об исполнителях

Ансамбль «Солисты Москвы» создан альтистом и дирижером Юрием Башметом в 1986 году. В 1992-м ансамбль полностью обновился, и в его состав вошли выпускники и аспиранты Московской консерватории. Дебют состоялся 19 мая 1992 года в Большом зале Московской консерватории. Спустя два дня ансамбль впервые выступил за рубежом — в парижском Зале Плейель.
Концерты коллектива проходили в нью-йоркском Карнеги-холле, Концертгебау в Амстердаме, токийском Сантори-холле, Барбикан-холле в Лондоне, Тиволи в Копенгагене, Берлинской филармонии, Сиднейской опере, венском Музикферайн, Академии Санта-Чечилия в Риме, Большом зале Московской консерватории.
Ансамбль участвует в «Променад-концертах» в лондонском Альберт-холле, Фестивале Мстислава Ростроповича в Эвиане, концертах, проходящих под эгидой Sony-Classical в Театре Елисейских полей, фестивалях «Музыкальные недели в Туре»,«Эльба – музыкальный остров Европы», «Декабрьские вечера», «Посвящение Олегу Кагану», Prestige de la Musik в Зале Плейель, Фестивале камерных оркестров мира в Омске, фестивалях в Равенне, Монтрё, Бате, Сиднее, Габале и Москве.
В 2008–2014 годах ансамбль принимал участие в «Зимнем фестивале в Сочи», художественным руководителем которого является Юрий Башмет. «Солисты Москвы» участвуют в Московском международном конкурсе альтистов Башмета и в его фестивалях в Ярославле, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Минске, на Сейшельских островах. В январе 2013 года ансамбль выступил на фестивале, посвященном 60-летию маэстро.
Концерты ансамбля неоднократно транслировались и записывались ведущими радиостанциями мира: Би-би-си, Баварским радио, Радио Франции, NHK. С коллективом выступали Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Максим Венгеров, Вадим Репин, Сара Чанг, Шломо Минц, Барбара Хендрикс, Дж. Гэлуэй, Линн Харрелл, Марио Брунелло, Томас Квастхофф, Анна Нетребко, Ольга Бородина, Джесси Норман, Ефим Бронфман.
В репертуаре «Солистов Москвы» — свыше 350 шедевров мировой классики и редко звучащих произведений, от Баха и Моцарта до Шнитке и Денисова, а также музыка Канчели, Губайдулиной и других современных композиторов.
В 2008 году ансамбль «Солисты Москвы» получил премию«Грэмми» за запись музыки Стравинского и Прокофьева. В 1994-м, 2006-м и 2009 году коллектив становился номинантом «Грэмми».
В 2007 году, в честь своего 15-летия, ансамбль совершил тур по России, во время которого дал 42 концерта в 39 городах. В Уфе музыканты сыграли свой 1000-й концерт, а концерт в Североморске состоялся на противолодочном крейсере «Петр Великий». Еще более масштабный тур коллектив провел в честь своего 20-летия — в расписании поездки было более 80 концертов в 30 странах.
Осенью 2009 года «Солисты Москвы» совершили турне по городам России, во время которого играли на уникальных инструментах Антонио Страдивари из Российской государственной коллекции ценных музыкальных инструментов. В сезоне 2013–2014 годов музыканты ансамбля совершили подобный тур по столицам Европы.
В 2014 году коллектив принял участие в культурной программе Зимних Олимпийских игр в Сочи.

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)