Владивосток, Приморская сцена, Малый зал

Дасол Ким и Тэхен Ким (фортепиано)


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Дасол Ким (фортепиано, Южная Корея)
Тэхен Ким (фортепиано, Южная Корея)

ПРОГРАММА:
I отделение
Иоганн Себастьян Бах
Большая органная прелюдия и фуга ля минор, BWV 543 (фортепианная транскрипция Ференца Листа)

Ференц Лист
Сонет Петрарки № 104 ми мажор и Соната-фантазия «По прочтении Данте» (из цикла «Годы странствий. Италия», S. 161)

Исполняет Тэхен Ким

II отделение
Фредерик Шопен
24 прелюдии для фортепиано, соч. 28

Исполняет Дасол Ким

О концерте

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Ференц Лист (1811–1886)
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Для Ференца Листа не составляло труда сыграть на рояле незнакомую ему партитуру оперы или симфонии, какой бы сложной она не была. В своих бесчисленных транскрипциях он легко умещал партии голосов и инструментов в две фортепианные строчки, попутно добавляя новые трудности. В его наследии преобладают транскрипции из наиболее популярных в то время романтических опер. Особняком стоят обработки шести органных прелюдий и фуг Иоганна Себастьяна Баха.

С «королем инструментов» — органом — Лист был знаком с детства, как и с музыкой Баха. Поселившись в 1848 году в Веймаре (где в начале предыдущего столетия жил Бах), Лист увлекся старинными органами, каких немало было в окрестных церквях. В его доме находился инструмент-монстр: специально сконструированный гибрид органа и рояля.

Лист трудился над обработками органных произведений Баха между 1842 и 1850 годами. Играя его музыку на органе, он предпочитал регистровать ее максимально ярко, однако это не остановило его в попытках свести все богатство органных тембров к звучанию фортепиано. Так встретились два великих виртуоза разных столетий — органист и пианист, и на этот раз Лист не стал изобретать новые трудности. Достаточно того, что левой руке пианиста приходится играть еще и партию органной педали, причем в октаву.

Анна Булычёва

Грандиозный фортепианный цикл «Годы странствий» Франца Листа создавался на протяжении почти полувека и знаменовал этапы не только стилевой, но и духовной эволюции автора: первая тетрадь цикла — «Швейцария» — наполнена звучащими картинами природы, вторая — «Италия» — отражает художественные ассоциации, вызванные созерцанием произведений изобразительного искусства, а также литературными сюжетами, наконец, третья тетрадь (без географического обозначения, создавалась в Риме) посвящена религиозным размышлениям уже принявшего к тому моменту аббатский сан Листа. Само слово «pèlerinage» в названии цикла стоит понимать скорее не как странствие, а как паломничество — напряженные поиски духовной истины, символически отраженные в самом количестве тетрадей. Так и к шедеврам мировой литературы Лист обращается за ответами на занимающие его философско-этические вопросы. Первое произведение Листа в жанре сонаты — большая одночастная «fantasia quasi sonata» (фантазия вроде сонаты) «По прочтении Данте» опирается на почерпнутые композитором из дантевской «Божественной комедии» идеи итальянского гуманизма, удивительно созвучные его собственному духовному миру: борьба героической воли с разрушительными силами хаоса, прохождение через мрачные круги перисподней и обретение высших ценностей любви и духовного озарения.

Марина Иовлева

24 прелюдии Фредерика Шопена, соч. 28, были написаны в 1838–1839 годах, в одно время с такими монументальными сочинениями, как Вторая соната, баллады, скерцо, этюды. Композитор завершал цикл прелюдий на острове Майорка, куда брал с собой с детства хорошо знакомые ему два тома «Хорошо темперированного клавира» Баха. Грандиозный баховский замысел — сочинить цикл прелюдий и фуг во всех существующих мажорных и минорных тональностях — отозвался у Шопена своей полной противоположностью. Среди его произведений прелюдии – самые миниатюрные, ля-мажорная прелюдия (№ 7) длится всего 16 тактов. И если Бах расположил прелюдии и фуги по хроматической гамме, то у Шопена прелюдии идут по квинтовому кругу, чтобы максимально подчеркнуть родство соседних тональностей. Это значит, что 24 прелюдии предпочтительнее исполнять не по отдельности, а целиком.

Цикл из 24 прелюдий — маленькая энциклопедия стиля Шопена. Здесь есть прекрасные образцы кантилены (например, прелюдии № 4 ми минор, № 6 си минор, № 15 ре-бемоль мажор), есть пьеса, близкая «Песням без слов» Мендельсона, хорал и даже похоронный марш. А почти половина – блестящие виртуозные пьесы, в которых сложнейшие фортепианные фигурации не нарушают присущих миниатюрам легкости и изящества.

Анна Булычёва
Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)