Совершенно особое место в истории музыки занимают военные духовые оркестры, которым доступно исполнение как самых серьёзных и глубоких сочинений, так и бытовых — торжественных, весёлых, лирических и траурных. В России ещё в 1547 году по указу царя Ивана Грозного был создан первый придворный военный духовой оркестр. Большое развитие это направление получило при Петре I, который выписывал из Европы лучших исполнителей и педагогов для обучения игре на духовых инструментах, поднимающих боевой дух и решимость солдат. Интересно признание Наполеона Бонапарта, что у него есть два российских врага — морозы и военная музыка.
Со временем число духовых оркестров в России постоянно росло, однако долгое время, как и во всём мире, основу их репертуара составляли переложения. Лишь во второй половине XIX века композиторы оценили возможности духовых оркестров и стали писать специально для них.
В 1860 году приказом по Морскому ведомству на Дальнем Востоке был учреждён «Медный военный хор» со штатом в 51 человек. В 1872 году он был переведён во Владивосток, где развернулась последующая деятельность оркестра. «Хор музыкантов портов Восточного океана» всю вторую половину ХIХ века был единственным профессиональным оркестром Владивостока и играл особую роль в его музыкальной жизни. В 1889 году Высочайшим повелением была учреждена школа музыкальных воспитанников, которая в то время стала первым и единственным специальным учебным музыкальным заведением на Дальнем Востоке.
Славная история Флотского оркестра — визитной карточки Владивостока — связана с его разнообразной деятельностью. Без него невозможно представить себе ни одно торжественное или юбилейное мероприятие флота, церемонию встречи иностранных военных кораблей и делегаций, ритуал возложения венков; он играет на улицах города во время народных гуляний и на праздничных балах. Но главным свидетельством высокого профессионализма оркестра являются его концерты, включающие сложные в техническом и художественном отношении произведения различных жанров и стилей.
Уже первые номера создают бодрое, энергичное настроение, так необходимое людям в нашей динамичной жизни. Лирические возможности духового оркестра открываются в песнях Александры Пахмутовой и Матвея Блантера. Вариации Николая Римского-Корсакова на тему романса «Что красотка молодая» Михаила Глинки показывают разные оттенки нежной певучей темы. Музыкальная картина Николая Менцера и Ильи Сергеева вдохновлена прекрасными пейзажами Дальнего Востока.
Концерт для трубы с оркестром Александры Пахмутовой объединяет лучшие черты её творчества — проникновенную песенность, драматизм и патетику. Об увертюре «Кола Брюньон» Дмитрия Кабалевского не скажешь лучше Дмитрия Шостаковича: «…свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность — свойства тем более ценные, что добыты они весьма простыми выразительными средствами». Завершает концерт финал оперы «Иван Сусанин» Михаила Глинки — гимн могуществу России, силе и жизненной стойкости нашего народа.
Зоя Гуменюк