Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Духовой оркестр Тихоокеанского флота России


КОНЦЕРТ

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Татьяна Макарчук
Александр Гонца
Наталья Карнович (фортепиано)
Андрей Лукаш (труба)
Солисты и хор Приморской сцены Мариинского театра
Духовой оркестр Тихоокеанского флота России
Дирижёры — майор Андрей Попов, капитан Илья Сергеев

В ПРОГРАММЕ:

I отделение

Рейнгольд Глиэр
«Торжественная увертюра», соч. 72

Георгий Свиридов
«Время, вперёд!» из сюиты к кинофильму «Время, вперёд!»

Александра Пахмутова
«Нежность» (слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова)

Матвей Блантер
«В городском саду» (слова Алексея Фатьянова)

Николай Римский-Корсаков
Вариации на тему Глинки для гобоя с духовым оркестром

Николай Менцер – Илья Сергеев
Музыкальная картина «Дальний Восток»

Нина Мешко
Поэма для голоса с оркестром «Заклинание о Русской земле» (слова Максимилиана Волошина)

II отделение

Александра Пахмутова
Концерт для трубы с оркестром, ми-бемоль минор

Дмитрий Кабалевский
Увертюра к опере «Кола Брюньон», соч. 24

Валерий Халилов
Марш «Генерал Милорадович»

Александра Пахмутова
«Поклонимся великим тем годам» (слова Михаила Львова)

Михаил Глинка
«Славься» из оперы «Иван Сусанин»

О концерте

Совершенно особое место в истории музыки занимают военные духовые оркестры, которым доступно исполнение как самых серьёзных и глубоких сочинений, так и бытовых — торжественных, весёлых, лирических и траурных. В России ещё в 1547 году по указу царя Ивана Грозного был создан первый придворный военный духовой оркестр. Большое развитие это направление получило при Петре I, который выписывал из Европы лучших исполнителей и педагогов для обучения игре на духовых инструментах, поднимающих боевой дух и решимость солдат. Интересно признание Наполеона Бонапарта, что у него есть два российских врага — морозы и военная музыка.

Со временем число духовых оркестров в России постоянно росло, однако долгое время, как и во всём мире, основу их репертуара составляли переложения. Лишь во второй половине XIX века композиторы оценили возможности духовых оркестров и стали писать специально для них.

В 1860 году приказом по Морскому ведомству на Дальнем Востоке был учреждён «Медный военный хор» со штатом в 51 человек. В 1872 году он был переведён во Владивосток, где развернулась последующая деятельность оркестра. «Хор музыкантов портов Восточного океана» всю вторую половину ХIХ века был единственным профессиональным оркестром Владивостока и играл особую роль в его музыкальной жизни. В 1889 году Высочайшим повелением была учреждена школа музыкальных воспитанников, которая в то время стала первым и единственным специальным учебным музыкальным заведением на Дальнем Востоке.

Славная история Флотского оркестра — визитной карточки Владивостока — связана с его разнообразной деятельностью. Без него невозможно представить себе ни одно торжественное или юбилейное мероприятие флота, церемонию встречи иностранных военных кораблей и делегаций, ритуал возложения венков; он играет на улицах города во время народных гуляний и на праздничных балах. Но главным свидетельством высокого профессионализма оркестра являются его концерты, включающие сложные в техническом и художественном отношении произведения различных жанров и стилей.

Уже первые номера создают бодрое, энергичное настроение, так необходимое людям в нашей динамичной жизни. Лирические возможности духового оркестра открываются в песнях Александры Пахмутовой и Матвея Блантера. Вариации Николая Римского-Корсакова на тему романса «Что красотка молодая» Михаила Глинки показывают разные оттенки нежной певучей темы. Музыкальная картина Николая Менцера и Ильи Сергеева вдохновлена прекрасными пейзажами Дальнего Востока. Концерт для трубы с оркестром Александры Пахмутовой объединяет лучшие черты её творчества — проникновенную песенность, драматизм и патетику. Об увертюре «Кола Брюньон» Дмитрия Кабалевского не скажешь лучше Дмитрия Шостаковича: «…свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность — свойства тем более ценные, что добыты они весьма простыми выразительными средствами». Завершает концерт финал оперы «Иван Сусанин» Михаила Глинки — гимн могуществу России, силе и жизненной стойкости нашего народа.

Зоя Гуменюк
Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)