Великие композиторы Франции подарили немало шедевров мировой музыкальной сцене. Самые разные по жанру, стилю, творческой индивидуальности своих создателей, эти оперы, тем не менее, объединяет весьма характерная особенность. Французы говорят — «шерше ля фам» («ищите женщину») и действительно, главной героиней, центром притяжения французской оперы является именно она. Подчас это «фам фаталь», опасная соблазнительница, чья любовь становится роковой не только для мужчины, но и для нее самой. Вот почему такие партии поручаются меццо-сопрано (низким женским голосам) в противовес традиционным героиням с высокими голосами. В этой категории пальма первенства, безусловно, принадлежит цыганке Кармен из самой популярной в мире французской оперы. Секрет привлекательности партитуры Бизе прост, как все гениальное: великолепные запоминающиеся мелодии и яркие зажигательные ритмы. Большинство сольных номеров Кармен написаны в народных испанских жанрах (Хабанера, Сегедилья), соответствующих характеру этой чувственной и гордой героини. Однако в опере немало и прекрасных лирических страниц: среди них ария невесты Хозе Микаэлы, а также вступление к III действию, рисующее утро в горах и пробуждение Кармен в объятиях любимого.
Не уступает Кармен по силе воздействия и музыка женских чар Далилы из оперы Камиля Сен-Санса. Дуэт главных героев во втором действии — это, фактически, сцена обольщения коварной филистимской царевной библейского богатыря, кульминацией которой становится знаменитая ария Далилы «Открылася душа».
Центральный персонаж эпической оперной дилогии Гектора Берлиоза «Троянцы» по вергилиевской «Энеиде» — правительница Карфагена Дидона, «царица красоты, ума и грации». Трагедия Дидоны, вызванная отречением ее возлюбленного Энея, приобретает масштабы вселенской катастрофы и своим пафосом приближает финальный пятый акт оперы к высокой античной трагедии «на котурнах», а также великим классицистским творениям Корнеля и Расина.
Теме преклонения перед женщиной посвящена и одна из чудеснейших мужских французских арий – каватина Валентина из оперы «Фауст» Шарля Гуно. Ее дивная кантилена воплощает образ непорочной девы, чистого ангела, олицетворением которого для героя выступает его сестра Маргарита.
В путешествие по лучшим страницам французской оперной музыки слушатели отправятся вместе с маэстро Валерием Гергиевым, ведущими солистами оперной труппы и Симфоническим оркестром Мариинского театра.
Надежда Кулыгина