30, 31 января и 1 февраля Приморская сцена Мариинского театра впервые представит яркие балеты эпохи авангарда — «Свадебку» и «Петрушку» Игоря Стравинского. В один вечер зрители увидят два самобытных спектакля на стыке жанров, выходящих за рамки традиционного представления о балете.
Художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев о премьере:
«Сегодня балетный репертуар Приморской сцены Мариинского театра насчитывает более 20 названий, в котором представлен весь первый ряд балетов классического наследия. Однако балеты на музыку Игоря Стравинского представлены в нём не так широко и в этой связи труппа обращается к таким значимым произведениям, как балеты начала ХХ века «Свадебка» и «Петрушка» в постановке Брониславы Нижинской и Михаила Фокина соответственно. Эти балеты станут великолепным дополнением к балету композитора Игоря Стравинского «Жар-птица», с успехом идущим на нашей сцене. «Свадебка» и «Петрушка» — два уникальных хореографических полотна, которые имеют по-настоящему «музейную» ценность. На нашу сцену спектакли переносятся из Мариинского театра без каких-либо хореографических адаптаций. Приглашаю зрителей погрузиться в совершенно особую атмосферу, отличную от классического балета, и познакомиться с творчеством легендарных хореографов в исполнении артистов нашей труппы, а также солистов оперы, хора и оркестра».
Балет «Свадебка» обозначен композитором, как «русские хореографические сцены с музыкой и пением». В спектакле участвует не только почти вся балетная труппа, но и солисты оперы, артисты хора и оркестра. Более 10 лет потребовалось Игорю Стравинскому, чтобы найти нужную форму сочинения и отразить в музыке самые архаические варианты свадебного деревенского обряда. Танец, созданный Брониславой Нижинской, созвучен разным частям и действам свадебной церемонии и объединяет традиционные русские танцы с современной техникой. Лаконичная хореография поддержана экстремально аскетичной сценографией Натальи Гончаровой. Премьера «Свадебки» состоялась в Париже в 1923 году и вызвала настоящий фурор среди зрителей и критиков: балет сразу же стал частью золотого фонда современного искусства.
Ещё один колоритный балет — «Петрушка» в хореографии Михаила Фокина — будет показан во втором отделении вечера. Этот балет был написан Стравинским в 1911 году, через год после блестящей премьеры «Жар-птицы». Композитор вместе с либреттистом Александром Бенуа изобразили атмосферу масленичных гуляний, на фоне которых разыгрывается любовная история трёх кукол, Петрушки, Арапа и Балерины. Привычный для кукольного театра сюжет показан с неожиданной стороны — как драма тонко чувствующей личности, в которой пробуждается душа и настоящие чувства. Сегодня благодаря музыке Стравинского и самобытной хореографии Михаила Фокина Петрушка, с присущей ему неуклюжей пластикой и печальным лицом, навсегда стал символом русского балетного авангарда.
До конца сезона увидеть новые постановки можно будет также 15 марта, 10 апреля и 15 мая.