14 и 15 сентября Приморская сцена Мариинского театра представит первую премьеру нового сезона — комическую оперу Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале». Музыкальный руководитель постановки — Ирина Соболева. Режиссёр возобновления и хореограф — Илья Устьянцев. Художник-постановщик — Игорь Иванов. За дирижёрским пультом — Душан Вилич (14 сентября) и Виталий Шевелев (15 сентября).
Мировая премьера оперы прошла в 1843 году в Театре итальянской комедии в Париже с небывалым успехом. Критики писали, что «Дон Паскуале» стал самой выдающейся работой, написанной для этого театра. Сегодня «Дон Паскуале» входит в двадцатку самых популярных итальянских опер и ежегодно исполняется в 150 театрах мира.
Комментарий художественного руководителя оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра Ирины Соболевой:
«Появление в афише любого театра такого названия, как „Дон Паскуале“ Гаэтано Доницетти, вызывает неизменную улыбку у знатоков и любителей оперного жанра. Залогом успеха произведения является прекрасное либретто, полное юмора и включающее элементы маскарада и перевоплощений. В основе сюжета — история большого розыгрыша: желание предотвратить опасный шаг своего близкого друга в сторону неравного по возрасту брака. Подобное комическое начало произведения хорошо созвучно известной нашему зрителю опере «Севильский цирюльник».
Наряду со своими выдающимися современниками Джоаккино Россини и Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти также является символом бельканто и родоначальником оперного жанра. За свою короткую 50-летнюю жизнь композитор успел написать по одним источникам 68, по другим — 74 оперы! В десятку самых исполняемых в мире опер входят такие знаменитые сочинения, как „Лючия ди Ламмермур“ (ранее представленная на Приморской сцене Мариинского театра), „Анна Болейн“, „Линда ди Шамуни“, „Лукреция Борджиа“, „Любовный напиток“ и, наконец, „Дон Паскуале“, который относится к поздним работам Доницетти. Кстати сказать, одна из опер написана на сюжет русской истории и имеет длинное название — „Петр Великий — Царь всея Руси, или же Плотник из Ливонии“. Не побоюсь тавтологии и скажу, что композиторский стиль в опере „Дон Паскуале“ совершенно совершенный! Поэтому и певцам, которые могут справиться со столь сложным материалом, не страшен весь остальной вокальный репертуар (смеётся). При этом музыкальное содержание подано в изящной лёгкой манере. Уверена, что появление оперы „Дон Паскуале“ в репертуаре — это шаг в сторону развития театра и будущего оперной труппы».
В 1980 году опера-буффа «Дон Паскуале» была поставлена в Мариинском театре режиссёром Юрием Александровым и художником Игорем Ивановым. К 180-летнему юбилею сочинения спектакль вернулся на историческую сцену. Возобновить его доверили молодому режиссёру Илье Устьянцеву, который уже неоднократно осуществлял постановки на разных сценах Мариинского театра, включая Приморскую сцену и Филиал в Республике Северная Осетия – Алания. Декорации и костюмы для предстоящей приморской премьеры созданы в мастерских театра во Владивостоке.
Партии готовят солисты оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра: дон Паскуале — Бат-Эрдэнэ Доржцэдэн, Дмитрий Неласов, Евгений Плеханов, Сергей Плешивцев, Владислав Чибирев; доктор Малатеста — Сергей Крылов, Сесар Мендес, Дмитрий Мигулёв, Никита Одалин, Алексей Юрковский; Эрнесто — Илья Астафуров, Алексей Костюк, Роман Крукович, Мингиян Оджаев; Норина — Самира Галимова, Анастасия Генслер, Ольга Жарикова, Ивета Симонян, Алиса Федоренко; Карлотто — Всеволод Марилов, Евгений Мизин, Алексей Смирнов.
Следующие показы оперы пройдут 9 и 11 октября, 6 и 8 ноября.