20.11.2025

Мировая премьера кантаты «Божья дудка» Александра Смелкова — на Приморской сцене

22 и 23 ноября 2025 года на сцене Приморской сцены Мариинского театра состоится мировая премьера кантаты «Божья дудка» в рамках концерта «Есенин — 130: Свиридов. Смелков». Это новое произведение российского композитора Александра Смелкова, созданное к 130-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти знаменитого поэта при содействии гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Кантата «Божья дудка» — это не просто музыкальное оформление стихов. Это глубокое философское высказывание, в котором поэзия Есенина получает новое звучание через призму современной академической музыки, укоренённой в великой русской классической традиции. Название произведения отсылает к одному из самых загадочных и личных образов поэта: «Я ведь «божья дудка», — говорил он, признавая себя проводником между небом и людьми, голосом, который звучит до тех пор, пока есть кому слышать. Именно этот мотив — судьбы, предопределения, внутреннего горения — становится центральным в 14-частном музыкально-поэтическом цикле.

Произведение написано для солистов, смешанного хора и большого симфонического оркестра. В его основе — тщательно отобранные стихотворения Есенина, выстроенные не хронологически, а по принципу нарастания драматургического и эмоционального напряжения. От светлой идиллии детства и родной природы («Играй, играй, пастушок», «Там, где капустные грядки») — через бунт, отчуждение и метания («Хулиган», «Теперь октябрь не тот») — к трагическим размышлениям о конечности бытия («Небо как колокол», «Конец Пугачёва»). Финальная часть — «Божья дудка» — возвращает начальный образ уже в ином свете: как гимн, как прощание, как утверждение вечного звучания поэтического слова.

Музыкальный язык Смелкова отличается ясностью формы, глубиной интонации и мастерской оркестровкой. Оркестр здесь — не аккомпанемент, а полноправный участник повествования: он раскрывает подтекст, усиливает драматургию, передаёт то, что невозможно выразить словами. Особенно значима часть «Небо как колокол» — эмоциональная и смысловая кульминация кантаты, где мощь медных, сверкающий тембр ксилофона и напряжённая энергия ударных создают атмосферу вселенского потрясения, перекликаясь с оркестровыми решениями Чайковского и Прокофьева, но сохраняя собственный, современный характер.

Проект инициирован Павлом Смелковым — главным дирижёром Приморской сцены Мариинского театра и сыном композитора.

Александр Смелков, представитель ленинградской композиторской школы, известен своими операми на русскую прозу — «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Станционный смотритель», «Братья Карамазовы», «Идиот». Его работа с литературным текстом всегда строится не на внешней фабуле, а на глубинной психологической правде. Этот опыт стал ключевым при обращении к лирике Есенина — поэта, чей голос сочетает исповедальность, фольклорную образность и экзистенциальный надрыв.

© 2016 – 2025
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Скачать мобильное приложение Мариинского театра
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.