НОВОСТИ

22 и 23 ноября 2025 года на сцене Приморской сцены Мариинского театра состоится мировая премьера кантаты «Божья дудка» в рамках концерта «Есенин — 130: Свиридов. Смелков». Это новое произведение российского композитора Александра Смелкова, созданное к 130-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти знаменитого поэта при содействии гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства

22 и 23 ноября 2025 года на сцене Приморской сцены Мариинского театра состоится мировая премьера кантаты «Божья дудка» в рамках концерта «Есенин — 130: Свиридов. Смелков». Это новое произведение российского композитора Александра Смелкова, созданное к 130-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти знаменитого поэта при содействии гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Кантата «Божья дудка» — это не просто музыкальное оформление стихов. Это глубокое философское высказывание, в котором поэзия Есенина получает новое звучание через призму современной академической музыки, укоренённой в великой русской классической традиции. Название произведения отсылает к одному из самых загадочных и личных образов поэта: «Я ведь «божья дудка», — говорил он, признавая себя проводником между небом и людьми, голосом, который звучит до тех пор, пока есть кому слышать. Именно этот мотив — судьбы, предопределения, внутреннего горения — становится центральным в 14-частном музыкально-поэтическом цикле.

Произведение написано для солистов, смешанного хора и большого симфонического оркестра. В его основе — тщательно отобранные стихотворения Есенина, выстроенные не хронологически, а по принципу нарастания драматургического и эмоционального напряжения. От светлой идиллии детства и родной природы («Играй, играй, пастушок», «Там, где капустные грядки») — через бунт, отчуждение и метания («Хулиган», «Теперь октябрь не тот») — к трагическим размышлениям о конечности бытия («Небо как колокол», «Конец Пугачёва»). Финальная часть — «Божья дудка» — возвращает начальный образ уже в ином свете: как гимн, как прощание, как утверждение вечного звучания поэтического слова.

Музыкальный язык Смелкова отличается ясностью формы, глубиной интонации и мастерской оркестровкой. Оркестр здесь — не аккомпанемент, а полноправный участник повествования: он раскрывает подтекст, усиливает драматургию, передаёт то, что невозможно выразить словами. Особенно значима часть «Небо как колокол» — эмоциональная и смысловая кульминация кантаты, где мощь медных, сверкающий тембр ксилофона и напряжённая энергия ударных создают атмосферу вселенского потрясения, перекликаясь с оркестровыми решениями Чайковского и Прокофьева, но сохраняя собственный, современный характер.

Проект инициирован Павлом Смелковым — главным дирижёром Приморской сцены Мариинского театра и сыном композитора.

Александр Смелков, представитель ленинградской композиторской школы, известен своими операми на русскую прозу — «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Станционный смотритель», «Братья Карамазовы», «Идиот». Его работа с литературным текстом всегда строится не на внешней фабуле, а на глубинной психологической правде. Этот опыт стал ключевым при обращении к лирике Есенина — поэта, чей голос сочетает исповедальность, фольклорную образность и экзистенциальный надрыв.

>>>

20 ноября в балетной программе «Вечер балета. Кармен-сюита» состоятся дебюты солистов и артистов балетной труппы Приморской сцены: артистки Полина Исаева и Анастасия Каплина впервые выступят в двойке солисток в Grand pas из балета «Раймонда», ведущие солисты Лада Сартакова и Размик Марукян дебютируют в па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда», Лада Сартакова и солист Алексей Голубов впервые выступят в «КвинтАв», артистка Анастасия Балуда дебютирует в миниатюре «Лебедь», артист Даниил Нейман впервые выступит в двойке солистов в номере «Вдохновение».

В балете Жоржа Бизе – Родиона Щедрина «Кармен-сюита» премьер Размик Марукян впервые исполнит партию Хозе, артист Эрлан Суйунбек дебютирует в партии Коррехидора, артистки Анна Рудыко и Марина Ушенина впервые выступят в Табачницах. 21 ноября артистки Елизавета Быкова и Полина Исаева дебютируют в Табачницах.

15 ноября в 15:00 в балете Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь» премьер Шизуру Като дебютирует в партии Синдбада.

2021 и 22 ноября на Приморской сцене Мариинского театра пройдут три вечера, посвящённые столетию со дня рождения одной из величайших балерин двадцатого века Майи Плисецкой

2021 и 22 ноября на Приморской сцене Мариинского театра пройдут три вечера, посвящённые столетию со дня рождения одной из величайших балерин двадцатого века Майи Плисецкой.

В дни чествования выдающейся примы труппа Приморской сцены покажет дважды концертную программу и легендарный балет «Кармен-сюита», а также балет «Конёк-Горбунок», партитуру которого композитор Родион Щедрин посвятил Майе Михайловне.

Программа вечера балета выстроена как диалог эпох и стилей. Она включает произведения, созданные специально для Плисецкой, и новые хореографические композиции, которые наследуют её подход — виртуозный, дерзкий, глубоко драматичный.

Вечер откроет Grand pas из «Раймонды» Александра Глазунова — в 19 лет Майя Плисецкая исполнила в этом балете заглавную роль, которая принесла ей широкую известность. Хореография этого номера — Мариуса Петипа и Константина Сергеева в редакции художественного руководителя балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра Эльдара Алиева. В партии Раймонды перед зрителями предстанет прима-балерина, заслуженная артистка России Анна Самострелова, в партии Жана де Бриена — солист труппы Алексей Голубев.

Одним из номеров вечера станет визитная карточка Плисецкой — «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса. Балерина следовала хореографии Михаила Фокина, но трактовала танец как борьбу сильного существа за жизнь — и наполнила его прежде невиданной трагической силой. На Приморской сцене партию Лебедя исполнит Анастасия Балуда.

Главным украшением вечера станет «Кармен-сюита» Жоржа Бизе-Родиона Щедрина, созданная специально для Майи Плисецкой хореографом Альберто Алонсо. Балерина, очарованная образом героини оперы Бизе, вдохновилась зимними гастролями кубинского балета и ещё в антракте обратилась к хореографу Альберто Алонсо с просьбой поставить «Кармен» для неё.

Оформление сцены, превратившее пространство в арену для корриды, создал её двоюродный брат — театральный художник Борис Мессерер. Музыку Плисецкая попросила у Шостаковича, однако тот порекомендовал ей обратиться к собственному супругу. Родион Щедрин за ночь сделал черновик для репетиций, сократив музыку оперы Бизе, а за ещё 20 дней — завершил переложение для струнных и ударных. За четыре месяца родился подлинный хореографический шедевр, несущий глубокий отпечаток всех его создателей.

Роль Кармен 20 ноября на Приморской сцене Мариинского театра исполнит прима Ирина Сапожникова, партию Хозе — премьер Размик Марукян. 21 ноября в тех же амплуа выступят прима Анна Самострелова и премьер Сергей Уманец. За пультом Симфонического оркестра Приморской сцены на «Вечере балета» дирижёры Душан Вилич, Виталий Шевелев и Павел Смелков.

21 ноября, за час до начала «Вечера балета», в фойе 4 этажа Приморской сцены Мариинского театра пройдёт встреча проекта «Театральное предисловие». Вход свободный для всех зрителей, пришедших на спектакль.

22 ноября на Приморской сцене состоится показ балета «Конёк-горбунок», основанного на сказке Ершова и музыке Родиона Щедрина, которая была написана им ещё в студенческие годы. Партию Ивана-дурака исполнит премьер Приморской сцены Сергей Уманец, Конька-Горбунка — премьер Шизуру Като. В партии Царь-девицы — прима-балерина Ирина Сапожникова. За дирижёрским пультом — Душан Вилич.

>>>

13 ноября в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро» состоятся дебюты артистов балетной труппы Приморской сцены: Анастасия Балуда впервые выступит в сольной паре венгерского танца, в больших лебедях и в двойке лебедей, Марина Ушенина дебютирует в невестах и в больших лебедях, Наталья Демьянова впервые выступит в двойке лебедей.

25 и 26 декабря на Приморской сцене Мариинского театра состоится первая оперная премьера сезона — «История Кая и Герды» Сергея Баневича. Спектакль Приморской сцены станет новым прочтением любимой сказки

25 и 26 декабря на Приморской сцене Мариинского театра состоится первая оперная премьера сезона — «История Кая и Герды» Сергея Баневича. Спектакль Приморской сцены станет новым прочтением любимой сказки.

Либретто Татьяны Калининой опирается не только на сказку Ханса Кристиана Андерсена, но и на сценарий фильма Евгения Шварца 1966 года, что придаёт повествованию особую психологическую глубину. Перед зрителем разворачивается не просто волшебная история, а притча о выборе между живым, ранимым чувством и соблазном холодного, неуязвимого совершенства.

Сергей Баневич — значимая фигура петербургской композиторской школы, последователь традиций Галины Уствольской и Ореста Евлахова. В своей опере он выстраивает чёткую и выразительную систему лейтмотивов. Музыка Герды — тёплая, плавная, лирически открытая. У Снежной королевы — наоборот: её образ звучит хрупко и отстранённо, в тембрах челесты, арфы и колокольчиков создаётся ощущение ледяной, безжизненной красоты. Кай проходит сложный путь: его музыкальный облик меняется от детской непосредственности к отчуждённости и, в финале, к прозрению.

В опере органично сочетаются симфонические эпизоды — включая знаменитую картину «Полёт на северном олене», танцевальные интермедии и размышления мудрого Фонарщика. Комический оттенок вносит партия Атаманши, исполняемая басом, — приём, характерный для русской оперной традиции.

Первоначально носившая название «История Герды и Кая», опера с 1980 года шла на сцене Ленинградского театра оперы и балета им С.М. Кирова, выдержав более ста представлений. Позднее композитор неоднократно возвращался к партитуре: в 1996 и 2009 годах появились новые редакции в России, а для зарубежных постановок, включая исполнение в Гайдн-зале замка Эстергази, была создана версия с немецким либретто. В Мариинском театре в Санкт-Петербурге любимая сказка представлена в постановке 2016 года, которую осуществили Алексей Степанюк и Елена Орлова.

Постановка на Приморской сцене — новое обращение к одному из самых значимых музыкальных произведений, созданных для детей, но говорящих со взрослыми на языке искренности, веры и внутренней силы. Спектакль готовят режиссёр Александр Пономарев и художник-постановщик Пётр Окунев.

Одной из особенностей этого прочтения станет участие в нём воспитанников приморского филиала Московской государственной академии хореографии. Юные артисты балета готовят номера под руководством Владислава Ржевского, артиста балетной труппы Приморской сцены и хореографа-лауреата Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов – 2025.

За дирижёрским пультом 25 и 26 декабря — Михаил Леонтьев. Премьерные показы пройдут также 78 и 9 января.

Михаил Леонтьев — петербургский дирижёр, выпускник консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова по двум специальностям: хоровому и оперно-симфоническому дирижированию. Среди его педагогов — выдающиеся мастера российской дирижёрской школы: Владислав Чернушенко и Равиль Мартынов. Леонтьев также прошёл международные мастер-классы у Йормы Панулы, Нееме и Пааво Ярви, Марка Горенштейна и других признанных маэстро.

Карьера Леонтьева складывалась в ведущих коллективах страны: он работал в Петербургской Капелле, Михайловском театре, был художественным руководителем Тамбовского симфонического оркестра, возглавлял Сургутский симфонический оркестр и Дальневосточный академический симфонический оркестр в Хабаровске. С августа 2023 года — дирижёр Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.

Леонтьев регулярно выступает с оркестрами в России и за рубежом — от Санкт-Петербургской и Московской филармоний до симфонических коллективов Японии, Польши и Эстонии. В 2017 году он вошёл в число 90 лучших молодых деятелей культуры России по версии Министерства культуры РФ.

>>>

9 ноября в опере Джакомо Пуччини «Тоска» состоятся дебюты солистов оперной труппы Приморской сцены: Дагвадорж Даваасурэн впервые исполнит партию Марио Каварадосси, Айгиз Гизатуллин дебютирует в партии Ризничего, Азамат Малышов впервые исполнит партию Тюремщика.

7 ноября в опере Жоржа Бизе «Кармен» состоятся дебюты солистов оперной труппы Приморской сцены: Ирина Новикова впервые исполнит партию Мерседес, Никита Одалин дебютирует в партии Данкайро.

7 ноября в концерте, посвящённом юбилею выдающейся балерины Майи Плисецкой, в концертном зале «Зарядье» выступят прима-балерина и премьер Приморской сцены Мариинского театра Ирина Сапожникова и Сергей Уманец

7 ноября в концерте, посвящённом юбилею выдающейся балерины Майи Плисецкой, в концертном зале «Зарядье» выступят прима-балерина и премьер Приморской сцены Мариинского театра Ирина Сапожникова и Сергей Уманец.

В гала-концерте, приуроченном к столетию Майи Михайловны, выступят ведущие солисты театров России. Мариинский театр вместе с Ириной Сапожниковой и Сергеем Уманцем представит первая солистка петербургской труппы Елена Свинко.

Среди приглашённых исполнителей — представители Большого театра премьер Дмитрий Смилевски и первые солисты Денис Захаров и Мария Кошкарёва, примы МАМТ Наталья Сомова и Оксана Кардаш, прима и премьер Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Аманда Гомес и Михаил Тимаев, прима и премьер Красноярского театра оперы и балета Анна и Юрий Кудрявцевы.

В программе вечера известные миниатюры и номера из балетов репертуара Плисецкой, вошедшие в историю именно в исполнении легендарной примы: «Кармен-сюита», «Лебедь», «Дон Кихот», «Легенда о любви» и другие.

Ирина Сапожникова и Сергей Уманец исполнят па-де-де из второго акта балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского, также известное как «чёрное» па-де-де в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Константина Сергеева, и хореографическую миниатюру «Мелодия» (из оперы «Орфей и Эвридика») на музыку Кристофа Виллибальда Глюка в хореографии Асафа Мессерера.

>>>

6 ноября в балете Адольфа Адана «Корсар» артистка балетной труппы Приморской сцены София Тиунова дебютирует в четвёрке солисток в картине «Оживлённый сад».

© 2016 – 2025
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Скачать мобильное приложение Мариинского театра
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.