И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал…
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Николай Заболоцкий. Бетховен
Девятая симфония Бетховена стоит в ряду других величайших произведений мирового искусства, таких как поэмы Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Дон Кихот» Сервантеса, «Фауст» Гёте, Высокая месса Баха… Она с предельной завершённостью выразила устремления своей эпохи и в то же время провозгласила общечеловеческие идеалы, которым мы и по сей день верны. Она завершила творческий путь Бетховена-симфониста и вместе с тем открыла пути в будущее. Введя в симфонию поэтическое слово, Бетховен совершил глубоко новаторский шаг, поначалу ошеломивший современников. Для самого же композитора создание финала Девятой симфонии стало итогом многолетних поисков музыкального воплощения шиллеровской оды «К радости».
Бетховен впервые призвал слово для того, чтобы выразить философскую концепцию симфонии. Но главное, начиная с Бетховена, симфония, по меткому определению немецкого музыковеда Пауля Беккера, играет роль «светской мессы», сплачивающей — в едином переживании — слушателей в концертных залах, подобно тому как воскресная месса объединяла прихожан в церкви. И не случайно, что гениально претворённая Бетховеном ода Шиллера «К радости» стала официальным гимном Европейского сообщества — объединённой Европы, повсюду звуча апофеозом свободы и братства всего человечества.
Девятая симфония Бетховена впервые была исполнена в Вене 7 мая 1824 года под управлением автора.
Иосиф Райскин