Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Пиковая дама


Опера Петра Чайковского

Исполняется на русском языке
(cпектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
ЗАКРЫТИЕ VI МЕЖДУНАРОДНОГО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕСТИВАЛЯ «МАРИИНСКИЙ»

Исполнители

Дирижёр –

Павел Смелков

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Модеста Чайковского по повести Александра Пушкина

Режиссёр-постановщик — Юрий Темирканов
Художник-постановщик — Игорь Иванов
Балетмейстер — Олег Виноградов
Главный хормейстер — Лариса Швейковская
Хормейстер — Анна Пипия
Ответственный концертмейстер — Марина Репина
Адаптация света на Приморской сцене — Александр Наумов
Режиссёр-ассистент — Анна Шишкина

Краткое содержание

Действие I
Петербург. Летний сад. Игроки в карты обсуждают странную перемену в Германе — он стал угрюм, молчалив. Графу Томскому, своему приятелю, Герман признаётся: он, бедный офицер, влюблён в девушку из знатной семьи!

К друзьям присоединяется князь Елецкий. Он сообщает о предстоящей женитьбе. В сопровождении старой графини приближается Лиза, в которой Герман узнаёт возлюбленную. Он в отчаянии, что Лиза — невеста Елецкого.

Томский рассказывает приятелям, что молва нарекла графиню Пиковой дамой. В молодости она страстно любила карточную игру, и однажды, при крупном проигрыше, ей назвали три карты. Поставив на них, она выиграла три раза. Тайну эту графиня открыла уже двоим, а от третьего ей предсказана смерть. Герман под глубоким впечатлением от рассказа. Но более всего ему не даёт покоя мысль о счастливом сопернике. Он решает добиться Лизы.

В день помолвки Лизы в её комнате собрались подруги. Но девушка в смятении — её влечёт к Герману. Внезапное его появление ошеломляет Лизу. Герман пылко признаётся ей в любви. Он едва успевает спрятаться, как появляется встревоженная громкими голосами графиня. Лизе удаётся успокоить её и увести.

Жажда жизни, любви вновь охватывает Германа, и Лиза не в силах более противиться своему чувству.

Действие II
Бал во дворце петербургского сановника. Князь Елецкий, страдая от холодности Лизы, уверяет её в неизменности своего чувства. Однако Лиза любит Германа и отказывает князю.

Германа мучает неотвязная мысль о трёх картах. Ему кажется, узнай он тайну — все преграды к счастью с Лизой будут сметены.

После представления Лиза сообщает Герману, что теперь свободна. Она отдаёт Герману ключ от потайной двери, через которую можно попасть в спальню графини, а оттуда — в комнату Лизы. Ночь. Пустая спальня графини. Появляется Герман, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется. Вводят усталую, раздражённую графиню. Бал пробудил в ней воспоминания о далёкой молодости… Герман просит её открыть тайну трёх карт. Испуганная графиня молчит. Герман угрожает ей пистолетом, но вдруг обнаруживает, что она мертва.

Действие III
Герман в казарме читает письмо Лизы: она просит его прийти в полночь на свидание. Перед ним возникает призрак старой графини. Она просит Германа жениться на Лизе и называет заветные карты: «Тройка, семёрка, туз».

Набережная. Лиза ждёт Германа. Наконец он появляется. Вслед за Лизой Герман повторяет нежные и ласковые слова любви… Но старая графиня всё-таки назвала три карты, и теперь надо спешить в игорный дом за выигрышем. Лиза не в силах удержать Германа. Её жизнь отныне лишена смысла.

Веселятся завсегдатаи игорного дома. Появляется Елецкий, чтобы отомстить Герману. Герман ставит две карты, названные графиней, и выигрывает. Все ошеломлены. Он ставит весь выигрыш на третью карту. Елецкий принимает вызов. Но вместо туза в руке Германа — дама пик.

Потрясённому Герману кажется, что он видит графиню, она ждёт его смерти. Герман умирает с мыслями о Лизе.

О спектакле

Весной 1890 года модная мистическая повесть Александра Пушкина «Пиковая дама» вдохновила Петра Чайковского на создание совершенно нового по смыслу произведения. В его опере анекдотичная история о всепоглощающей страсти к азартным играм трансформировалась в драму с борьбой за высокое и светлое чувство — любовь. Был заново переписан главный женский персонаж: из бедной родственницы Лиза стала внучкой богатой графини с блестящим женихом, князем Елецким. А мотивация поступков Германа — исходит из чувства любви к женщине, с которой он не мог быть вместе по социальному статусу и материальному положению. Только в таких условиях смогла родиться впечатляющая до мурашек своей глубиной и психологизмом музыка оперы Чайковского.

Принимаясь за постановку «Пиковой дамы» в Кировском (ныне — Мариинском) театре в 1984 году, дирижёр и режиссёр спектакля Юрий Темирканов поставил перед художником Игорем Ивановым задачу воссоздания атмосферы места и времени действия в мельчайших деталях. «Должно быть роскошно, потому что Чайковский — великий драматург. Он хотел показать этого маленького, нищего Германа в одном сюртучке, который попадает в высший свет и сходит с ума в конце концов, потому что он хочет пробиться туда, в эту роскошь», — говорил Темирканов.

Главные приметы Петербурга екатерининской эпохи воспроизведены в спектакле с доскональной точностью: будь то статуи и ажурная решётка Летнего сада, где впервые встречаются Графиня и Герман, маскарадный бал в доме столичного вельможи или Зимняя канавка, в которую бросается отчаявшаяся Лиза. Детали интерьера комнат, казарм, игорного дома, все костюмы отвечают реальным историческим прототипам. Даже военные мундиры сделаны с полным соответствием принадлежности к определённому полку.

Результат оказался впечатляющим. «Пиковая дама» в прочтении Темирканова стала эталонным образцом классической оперной режиссуры, получила международное признание и счастливую многолетнюю жизнь на театральной сцене.

Перенос постановки оперы из Петербурга во Владивосток был осуществлён в декабре 2015 года. Первый спектакль прошёл под управлением маэстро Валерия Гергиева при участии ведущих солистов Мариинского театра. С тех пор приморские зрители смогли услышать в этой опере легендарных интерпретаторов главных партий (Германа Владимира Галузина, Графиню Ларисы Дядьковой) и молодых звёзд (Елену Стихину, Юлию Маточкину, Алексея Маркова, Романа Бурденко). Сейчас «Пиковая дама» продолжает гостеприимно принимать приглашённых певцов и открывать новые имена солистов оперной труппы Приморской сцены под музыкальным руководством главного дирижёра театра Павла Смелкова.

Наталья Рогудеева


Мировая премьера: 19 декабря 1890 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 25 декабря 1984 года, Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова, Ленинград
Премьера во Владивостоке: 5 декабря 2015 года

Продолжительность спектакля: 3 часа 50 минут 
Спектакль идёт с двумя антрактами

Возрастная категория 12+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)