Владивосток, Приморская краевая Филармония

Страдивари-ансамбль Мариинского театра

Лауреат XV Международного конкурса
им. П.И. Чайковского
Дмитрий Маслеев (фортепиано, Россия)


Благотворительный концерт

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Дмитрий Маслеев (фортепиано) — лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Софья Кипрская (арфа)
Заслуженный артист России Олег Сендецкий (виолончель)
Страдивари-ансамбль Мариинского театра
Дирижёр — Павел Смелков

В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Адажио и Фуга для струнного оркестра до минор, KV 426

Иоганн Себастьян Бах
Концерт для фортепиано с оркестром ре минор, BWV 1052

Макс Брух
«Кол Нидрей», соч. 47

Марсель Гранжани (1891-1975)
Ария в классическом стиле для арфы с оркестром, соч. 19

Эдвард Григ
Сюита для струнного оркестра «Из времен Хольберга», соч. 40

О концерте

Сюита «Из времен Хольберга» Эдварда Грига – дань памяти выдающегося писателя и просветителя, датского драматурга Людвига Хольберга (1684–1754). Уроженец Бергена, родного города Грига, деятель датского театра Хольберг, равно почитаемый в Норвегии и Дании, принадлежит двум национальным культурам. 3 декабря 1884 года в ознаменование двухсотлетия со дня рождения Хольберга в Бергене состоялось открытие памятника писателю. Под управлением Грига на площади перед памятником была исполнена его хоровая кантата «Памяти Хольберга». А 7 декабря в юбилейном концерте Григ впервые сыграл фортепианную версию сюиты «Из времен Хольберга». Уже в феврале следующего года Григ завершает инструментовку сюиты и 12 марта 1885 года дирижирует премьерой ее оркестрового варианта. Собственно, именно в оркестре замышлял Григ, по его словам, произведение, образцом для которого он избрал оркестровые сюиты Баха и Генделя, современников Хольберга. Цикл традиционно открывается Прелюдией, выдержанной в торжественно-приподнятом тоне. Баховской модели следуют, баховским духом проникнуты и Сарабанда, и Гавот, и в особенности печальная Ария, заставляющая вспомнить медленные части скрипичных концертов Баха, арии из его кантат и пассионов.
Оживленный Ригодон, замещающий традиционную жигу, венчает сюиту: контрастный средний эпизод возвращает лирико-драматические образы Арии, а торжественная поступь заключительных аккордов tutti перекидывает арку к Прелюдии.

Об исполнителях

Страдивари-ансамбль Мариинского театра — коллектив музыкантов, играющих на старинных и уникальных по звучанию струнных инструментах, созданных величайшими итальянскими мастерами. Ансамбль был основан в 2009 году по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева. В настоящее время в состав коллектива входит более 20 человек. Все они – лучшие исполнители, ведущие солисты Симфонического оркестра театра. Каждый из инструментов, на которых играют музыканты Страдивари-ансамбля, является шедевром со своей собственной историей, полной удивительных событий. Популярные и всеми любимые классические произведения в их исполнении звучат совсем иначе, чем обычно в концертах, благодаря красивейшим тембрам работ Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Гофриллера.

Творения Николо Амати, одного из основателей знаменитой кремонской школы, отличает нежный, очень певучий тембр. Этот мастер создал оригинальную модель «Гранд Амати», которая сохранила «фирменную» мягкость звучания, но обрела более богатый и глубокий тембровый колорит. Сейчас подлинных работ Николо Амати осталось крайне мало, и все они ценятся чрезвычайно высоко. Гениальный ученик Амати, Антонио Страдивари, продолжил совершенствовать конструкцию творений своего учителя. Добиваясь самого певучего и гибкого звучания, он сделал форму инструментов более изогнутой, уделял много внимания их украшению. Величайшие работы так называемого «золотого периода» (1698-1725 гг.) отличаются великолепной отделкой и изумительным по красоте тембром, напоминающим нежный женский голос.

Среди инструментов Страдивари-ансамбля есть и образцы другого знаменитого ученика Амати – Джузеппе Гварнери по прозвищу дель Джезу. Звучание его творений отмечено особой силой и одухотворенностью, знатоками они ценятся даже выше, чем инструменты Страдивари. Так, любимая скрипка Паганини была от Гварнери: легендарный музыкант назвал ее «Пушка» (Cannone) за невероятную мощь звука. Работу Гварнери предпочитали Анри Вьетан (в настоящее время его скрипка является самым дорогим струнным инструментом с рекордной стоимостью в 18 миллионов долларов), Эжен Изаи, Фриц Крейслер.

Тембр инструментов Джованни Баттиста Гваданини – мастера, работавшего при дворах различных итальянских аристократов, − отличает исключительное благородство звучания. Особой ценностью обладают виолончели Гваданини, модель которых он разработал в процессе сотрудничества с блестящим виолончелистом Карло Феррари, одним из самых знаменитых виртуозов своего времени. Маттео Гофриллер, основатель венецианской школы смычковых инструментов, также наиболее прославился мастерством изготовления виолончелей. С виолончелью работы Гофриллера выступал Пабло Казальс.

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)