Владивосток, Приморская сцена, Малый зал

Концерт камерной и вокальной музыки


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Айгуль Хисматуллина
Дмитрий Неласов
Аглая Зинченко (фортепиано)
Сергей Топоренко (скрипка)
Екатерина Деруго (скрипка)
Наталья Кирилина (альт)
Елена Логинова (виолончель)
Пьер Артманн (контрабас)
Орест Северин (флейта)
Пётр Федьков (гобой)
Дмитрий Лупачёв (кларнет)
Никита Валюкевич (фагот)
Иван Петроченков (валторна)

В ПРОГРАММЕ:

I отделение:

Михаил Глинка
«Жаворонок» из цикла «Прощание с Петербургом» (сл. Н. Кукольника)
«Адель» (сл. А. Пушкина)

Александр Алябьев
«Соловей» (сл. А. Дельвига)
«Тошно, грустно мне на свете…» (сл. М. Даргомыжской)

Александр Алябьев
Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны до минор

Александр Алябьев
Фортепианное трио ля минор (1820)

II отделение:

Александр Алябьев
«Под небом голубым…» (сл. А. Пушкина)
«Северный узник» (сл. В. Алябьева)

Михаил Глинка
«Стансы» (Вот место тайного свиданья…) (сл. Н. Кукольника)

Александр Алябьев
«Не для меня» (сл. А. Вельтмана)

Михаил Глинка
«Сомнение» (сл. Н. Кукольника)

Михаил Глинка
Большой секстет ми-бемоль мажор для фортепиано и струнного квинтета (1832)

О концерте

Александр Александрович Алябьев и Михаил Иванович Глинка — русские композиторы начала XIX века, каждый из которых внёс свой вклад в русское национальное музыкальное искусство. Они не имели возможности получить на родине профессионального музыкального образования — серьёзных учебных заведений такого рода просто не существовало. Правда, Алябьев, талантливый композитор-любитель, к этому и не стремился. Человек сложной судьбы, узнавший успех и признание как музыкант, славу как герой Отечественной войны 1812 года, а затем ссылку в Сибирь по несправедливому обвинению, Алябьев был широко известен как автор множества романсов и камерной музыки. Фортепианное трио свидетельствует о знакомстве композитора с современной ему музыкой европейского романтизма. Хотя это сочинение ещё не обладает национальной русской оригинальностью, оно привлекает искренним тоном и мелодичностью. Тревожную, возбуждённую атмосферу первой части во второй сменяет лирический романс, танцевальный финал имеет изящный характер. В Квинтете для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны Алябьев проявляет достаточно высокое для непрофессионала мастерство в игре красочными тембрами духовых инструментов.

Романсы Алябьева разнообразны содержанию и музыке. Романс «Соловей» был настолько любим, что приобрёл популярность народной песни. Написанный во время пребывания композитора в сибирской ссылке, он выражает душевную тоску и одиночество человека вдали от близких и любимых.

Гениально одарённый от природы, Михаил Иванович Глинка понимал необходимость профессионального образования. Будучи уже известным композитором, он отправляется в Европу, чтобы расширить свои познания в теории музыки и технике композиции. Живя в Италии, Глинка глубоко и серьёзно изучает основы классического искусства — как вокального, так и инструментального. В 1832 году, наслаждаясь красотами окрестностей озера Комо, Глинка создаёт Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета. Это сочинение привлекает мастерством молодого композитора, превосходным владением сложными композиционными приёмами и блестящим виртуозным стилем. Музыка Секстета озарена южным солнечным колоритом и романтической приподнятостью. Первая часть — откровенно весёлая, наполненная свежей энергией радостных ожиданий, молодым задором, уверенностью в открывающихся жизненных и творческих перспективах. Вторая — томная баркарола. Финал захватывает огненным пылким темпераментом и зажигательным ритмом болеро.

Глинка явился создателем русской классической (образцовой, совершенной) музыки, подняв её после нескольких веков отставания на уровень высочайших достижений западноевропейской современности. Наряду с монументальными операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», классика в творчестве Глинки представлена романсами самого разного содержания и характера. Одним из прекраснейших сочинений этого жанра является «Жаворонок», в музыке которого поэтичная картина ранней весны с высоким холодно голубым небом, острым веянием морозца, пронзительной тишиной, прорезаемой птичьими трелями, сочетается с выражением одиночества и печали.

Зоя Гуменюк.
Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)