Александр Александрович Алябьев и Михаил Иванович Глинка — русские композиторы начала XIX века, каждый из которых внёс свой вклад в русское национальное музыкальное искусство. Они не имели возможности получить на родине профессионального музыкального образования — серьёзных учебных заведений такого рода просто не существовало. Правда, Алябьев, талантливый композитор-любитель, к этому и не стремился. Человек сложной судьбы, узнавший успех и признание как музыкант, славу как герой Отечественной войны 1812 года, а затем ссылку в Сибирь по несправедливому обвинению, Алябьев был широко известен как автор множества романсов и камерной музыки. Фортепианное трио свидетельствует о знакомстве композитора с современной ему музыкой европейского романтизма. Хотя это сочинение ещё не обладает национальной русской оригинальностью, оно привлекает искренним тоном и мелодичностью. Тревожную, возбуждённую атмосферу первой части во второй сменяет лирический романс, танцевальный финал имеет изящный характер. В Квинтете для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны Алябьев проявляет достаточно высокое для непрофессионала мастерство в игре красочными тембрами духовых инструментов.
Романсы Алябьева разнообразны содержанию и музыке. Романс «Соловей» был настолько любим, что приобрёл популярность народной песни. Написанный во время пребывания композитора в сибирской ссылке, он выражает душевную тоску и одиночество человека вдали от близких и любимых.
Гениально одарённый от природы, Михаил Иванович Глинка понимал необходимость профессионального образования. Будучи уже известным композитором, он отправляется в Европу, чтобы расширить свои познания в теории музыки и технике композиции. Живя в Италии, Глинка глубоко и серьёзно изучает основы классического искусства — как вокального, так и инструментального. В 1832 году, наслаждаясь красотами окрестностей озера Комо, Глинка создаёт Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета. Это сочинение привлекает мастерством молодого композитора, превосходным владением сложными композиционными приёмами и блестящим виртуозным стилем. Музыка Секстета озарена южным солнечным колоритом и романтической приподнятостью. Первая часть — откровенно весёлая, наполненная свежей энергией радостных ожиданий, молодым задором, уверенностью в открывающихся жизненных и творческих перспективах. Вторая — томная баркарола. Финал захватывает огненным пылким темпераментом и зажигательным ритмом болеро.
Глинка явился создателем русской классической (образцовой, совершенной) музыки, подняв её после нескольких веков отставания на уровень высочайших достижений западноевропейской современности. Наряду с монументальными операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», классика в творчестве Глинки представлена романсами самого разного содержания и характера. Одним из прекраснейших сочинений этого жанра является «Жаворонок», в музыке которого поэтичная картина ранней весны с высоким холодно голубым небом, острым веянием морозца, пронзительной тишиной, прорезаемой птичьими трелями, сочетается с выражением одиночества и печали.
Зоя Гуменюк.