Модест Петрович Мусоргский — один из самых своеобразных русских композиторов. Широта диапазона его творчества представлена двумя циклами, слушая которые трудно вообразить, что они созданы одним автором. «Песни и пляски смерти» — трагичнейшее сочинение: входящие в него четыре романса изображают вторжение Смерти в жизнь разных людей. Место действия постепенно расширяется. В «Колыбельной» это маленькая комната, куда смерть является как няня и забирает больного ребёнка из рук матери, убаюкивая его навсегда. В «Серенаде» Смерть в облике прекрасного рыцаря под окном больной девушки сулит ей любовное блаженство. Ледяной заснеженный лес становится могилой для мужичка, пляшущего со Смертью «Трепак». В «Полководце» ареной Её действий становится весь мир: кто бы ни победил в битве, выигрывает всегда Смерть. Использование песенных и плясовых жанров придаёт музыке цикла особенно зловещий, жуткий характер.
Полную противоположность представляет собою цикл «Детская» — семь прелестных картин из жизни ребёнка. К сожалению, у Мусоргского не было семьи, но он очень любил и прекрасно понимал детей. Его появление всегда было праздником для ребятишек родных и друзей композитора. Тончайший психолог, Мусоргский не просто рисует разные сценки, а музыкальными интонациями ювелирно передаёт все детали поведения и чувств, которые дитя испытывает в разных ситуациях. При этом события, совершенно незначительные для взрослых, могут быть необычайно важными для ребёнка — и Мусоргский видит и ощущает мир через его восприятие! Две сказки — страшная и смешная — в первой песне («С няней»), во второй («В углу») — смена чувств от жалобы до обиды, драматичные сцены с жуком и с котом, трогательные колыбельная «С куклой» и молитва «На сон грядущий», наконец, «всерьёз» разыгранное большое путешествие «Поехал на палочке», — сколько света, добра, юмора, нежности и любви дарит эта гениальная музыка!
Мир романсов Николая Андреевича Римского-Корсакова привлекает и очаровывает мечтательной лирикой, восторженностью чувств и поэтичностью изображения природы.
Романсы маленького цикла Римского-Корсакова «Весной» — четыре пейзажа, проникнутые разными оттенками весенних эмоций. «Звонче жаворонка пенье…» — восторженный гимн любви, весне, жизни!
Столь разные романсы, и каждый — настоящая жемчужина русской вокальной лирики!
Зоя Гуменюк