Три кантаты для солистов, хора и оркестра Николай Римский-Корсаков написал в период большого творческого подъёма (1897–1901). В это время он сосредотачивается на вокальной музыке: сочиняет много опер и романсов, работа над которыми часто и служила толчком к созданию одночастных кантат. Например, прелюдия-кантата «Из Гомера» (соч. 60) — это начало оперы «Навзикая», замысел которой остался неосуществлённым, а в кантате «Свитезянка» (соч. 44) Римский-Корсаков заимствовал мелодию из собственного раннего романса с тем же названием.
Все кантаты вдохновлены эпичными и легендарными сюжетами («Одиссеей» Гомера, балладами Пушкина и Мицкевича), но колорит и состав их исполнителей различаются. Суровую «Песнь о вещем Олеге» (соч. 58) композитор поручил исключительно мужским голосам, а пение дриад в кантате «Из Гомера» изображает женский состав. Историю любви русалки и охотника в романтической «Свитезянке» рассказывают тенор, сопрано и смешанный хор.
Два ариозо для баса, соч. 49 (1897) стоят особняком в вокальном творчестве Николая Римского-Корсакова. Оба написаны на стихи Александра Пушкина и по жанру представляют собой микс между монологом и балладой. Первое ариозо, «Анчар — древо смерти», посвящено Фёдору Стравинскому — выдающемуся басу, солисту Мариинского театра. Через несколько лет его сын Игорь станет учеником Римского-Корсакова и своей славой как композитора в будущем затмит отца. Наброски «Пророка», второго ариозо опуса, относятся ещё к 1882 году. Его композитор посвятил своему близкому другу — критику Владимиру Стасову. Изначально ариозо были написаны для исполнения в сопровождении фортепиано, но в год празднования 100-летия со дня рождения Пушкина (1899) композитор сделал оркестровку «Пророка», а в 1906 году — и «Анчара».
Александр Глазунов (1865–1936) был достойным преемником традиций русской композиторской школы и обрёл свою стихию в инструментальной музыке. Он написал массу оркестровых и камерных произведений, среди которых — выдающиеся опусы в жанрах симфонии, балета, концерта.
Пятая симфония си-бемоль мажор, соч. 55, относится к зрелым сочинениям Глазунова. Несмотря на отголоски влияния его учителей и маститых коллег (Балакирева, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского), личный почерк композитора уже проявлен цельно. Сочинял он Пятую симфонию в России с апреля по октябрь 1895 года на своей новой даче после длительного и приятного путешествия по германским городам.
Структурно произведение выполнено по классическим каноном: в симфонии четыре части, каждая из которых соответствует принятому архетипу. Конфликтная первая часть вводит в настроение всего произведения — очень жизнеутверждающее и оптимистичное, которому не страшны короткие омрачения. Фантастическое скерцо переносит в мир сказочный и таинственный и оживляет «действие» симфонии. Напевное Andante с протяжными мелодиями заставляет вспомнить прекрасные страницы симфоний Чайковского, а монументальный искрящийся финал ставит убедительную точку в провозглашении позитивного видения мира.
Премьера симфонии состоялась в Петербурге в 1896 году под управлением самого автора и получила более чем благосклонный приём зрителей и критики, отмечавшей отточенность оркестровки и взвешенность композиции. На следующий год её партитура была издана, а в 1916-м на музыку Пятой симфонии хореограф Александр Горский поставил целый балет.
Наталья Рогудеева