Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Бетховен – 250


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Алина Михайлик (сопрано)
Лаура Бустаманте (меццо-сопрано)
Евгений Мизин (тенор)
Алексей Смирнов (тенор)
Евгений Плеханов (бас)
Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Павел Смелков

В ПРОГРАММЕ:
Увертюра «Кориолан», соч. 62
«К далёкой возлюбленной», вокальный цикл на слова Алоиза Ейтелеса, соч. 98

Симфония № 9 ре минор, соч. 125

О концерте

И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал...
Откройся мысль! Стань музыкою слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Николай Заболоцкий. «Бетховен»

Девятая симфония Бетховена стоит в ряду других величайших произведений мирового искусства, таких как, поэмы Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Дон Кихот» Сервантеса, «Фауст» Гёте, «Высокая месса» Баха... Она с предельной завершённостью выразила устремления своей эпохи, и в то же время провозгласила общечеловеческие идеалы, которым мы и по сей день верны. Она завершила творческий путь Бетховена-симфониста и вместе с тем открыла пути в будущее. Введя в симфонию поэтическое слово, Бетховен совершил глубоко новаторский шаг, поначалу ошеломивший современников. Для самого же композитора создание финала Девятой симфонии стало итогом многолетних поисков музыкального воплощения шиллеровской оды «К радости».

Бетховен впервые призвал слово для того, чтобы выразить философскую концепцию симфонии. Но главное, начиная с Бетховена, симфония, по меткому определению немецкого музыковеда Пауля Беккера, играет роль «светской мессы», сплачивающей в едином переживании слушателей в концертных залах, подобно тому, как воскресная месса объединяла прихожан в церкви. И не случайно гениально претворённая Бетховеном ода Шиллера «К радости» стала официальным гимном Европейского сообщества объединённой Европы. Не случайно она повсюду звучит апофеозом свободы и братства всего человечества.

Девятая симфония Бетховена впервые была исполнена в Вене 7 мая 1824 года под управлением автора.

Бетховен родоначальник нового симфонического жанра программной увертюры. Увертюра «Кориолан» (1807) предназначалась для одноименной трагедии Г.И. фон Коллина, современника и друга Бетховена.

Генрих Йозеф фон Коллин (1771–1811) поэт и драматург, ныне почти забытый, при жизни заслужил славу «австрийского Шиллера». Подобно другому великому драматургу Шекспиру и, видимо, под влиянием его одноимённой трагедии, Коллин заимствует историю римского полководца Кориолана из «Жизнеописаний» Плутарха. Для постановки трагедии на сцене театра в 1807 году Бетховен и написал ставшую знаменитой увертюру.

Композитор увлёкся трагической фигурой Кориолана, обратившего свой талант военачальника и полководца против родного Рима. Изгнанный из города и охваченный жаждой мести, он приводит к стенам Рима огромное войско. Кориолан непреклонен к мольбам своих бывших сограждан, но уступая просьбам матери и жены, он опускает занесенный над родиной меч; гордый и непримиримый воин поражает себя этим мечом.

Инструментальная драма Бетховена с необычайной выразительностью передаёт все психологические коллизии трагедии. Противоречия, раздирающие душу Кориолана, отразились в главной теме, сочетающей страстный порыв и встающую на его пути преграду резкие аккорды tutti. Мучительные противоречия, полные драматизма переживания оттеняются побочной темой певучей и женственной; в ней слышатся интонации мольбы. Эмоциональная напряжённость музыки достигает кульминации в репризе, когда вновь звучат могучие начальные аккорды увертюры. Они постепенно стихают, порывистый лейтмотив Кориолана умеряет свой бег и, обессиленный, растворяется в едва слышном pizzicato струнных.

В ряду героических бетховенских увертюр, воспевающих победоносную силу человеческого духа («Эгмонт», «Леонора»), увертюра «Кориолан» занимает особое место. Она рисует трагедию надломленного сознания. Надломленного, но непокорённого в ней не угасая горит огонь Бетховена-Прометея.

Иосиф Райскин

«К далёкой возлюбленной», соч. 98 — первый в истории музыки концептуальный вокальный цикл, который позже возьмут за образец композиторы-романтики. Бетховен написал его в апреле 1816 года, получив по почте стихотворения молодого врача и поэта-любителя Алоиза Ейтелеса. Содержание его стихов потрясло композитора созвучностью с ситуацией в своей личной жизни: исследователи предполагают, что цикл посвящён таинственной возлюбленной Бетховена, к которой сохранились несколько писем 1812 года, но её личность не установлена до сих пор. Цикл «К далёкой возлюбленной» имеет подзаголовок Liederkreis («Круг песен») и включает шесть песен, которые идут без перерыва. В завершении звучит эпилог с возвращением музыкального материала первого номера — таким образом, «круг» замыкается.

Наталья Рогудеева

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)