Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Сельская честь

Опера в одном действии (концертное исполнение)

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)
ПРЕМЬЕРА

Исполнители

Сантуцца — Екатерина Семенчук
Туридду — Ахмед Агади
Лола — Анна Кикнадзе
Альфио — Роман Бурденко
Мама Лючия — Елена Витман

Авторы и постановщики

Музыка Пьетро Масканьи
Либретто Джованни Тарджони-Тоццетти и Гвидо Менаши по одноимённой новелле Джованни Верги

Хормейстер — Константин Рылов
Концертмейстеры — Оксана Клевцова, Григорий Якерсон

Краткое содержание

В одной из сицилийских деревень в Пасхальное воскресенье

Народ по случаю праздника собирается в церковь к обедне. Появляется крестьянка Сантуцца, мучимая ревнивыми подозрениями, что её жених Туридду изменил ей и вновь увлёкся своей прежней страстью, кокеткой Лолой, женой Альфио. Она спрашивает мать Туридду, Лючию, где жених; та отвечает, что он отправился в соседнее местечко за вином. Разговор их прерывается шумным появлением весельчака Альфио, поющего задорную песню. Одна мельком сказанная фраза Альфио, что он только что встретил Туридду возле своего дома, ещё больше укрепляет Сантуццу в её подозрениях. Она поверяет их Лючии, когда Альфио уходит. Из слов девушки становится известно, что Туридду ранее был страстно влюблён в Лолу и хотел жениться на ней, но вынужден был оставить деревню и уйти в солдаты; вернувшись и найдя свою возлюбленную замужем за Альфио, он сначала сильно тосковал, однако постепенно привязался к Сантуцце и сделался её женихом; Лола, узнав об этом, употребила все старания, чтобы вновь завлечь Туридду. Лючия, огорчённая подобным известием, идёт в церковь, а Сантуцца остаётся ждать Туридду, намереваясь вызвать его на откровенное признание.

Появляется Туридду. Сантуцца прямо приступает к нему с ревнивыми допросами; он отнекивается, изворачивается, лжёт. В самый разгар их объяснений появляется Лола и, напевая песенку, иронично заговаривает с Туридду. Женщины обмениваются колкостями. Лола уходит в церковь. Эта сцена окончательно утверждает Сантуццу в её подозрениях. Она ещё более приступает к своему жениху, который теряет в итоге самообладание, отталкивает её и уходит за Лолой в церковь. Девушка в полном отчаянии решает мстить. Сама судьба посылает к ней навстречу Альфио, которому она открывает измену его жены с Туридду. Весёлость Альфио тут же сменяется порывом страшного гнева. Пылая жаждой мести, он уходит вместе с Сантуццей. Между тем обедня кончилась. Группа мужчин и женщин располагается около остерии за стаканом вина. Между ними Туридду и Лола. Царит веселье, песни, смех. Появляется Альфио. Туридду наливает вина и предлагает ему выпить вместе, тот грубо отказывается. Женщины, предчувствуя ссору, удаляются. Соперники понимают друг друга — поединок между ними неизбежен. По сицилийскому обычаю они обнимаются, причем Туридду кусает ухо Альфио. Все расходятся.

Туридду вызывает свою мать, говорит ей, что ему как-то не по себе, что он хочет немного пройтись. Он просит благословить его и — в случае какого-нибудь несчастья, которое может с ним произойти, — не оставлять бедную Сантуццу. Туридду прощается с матерью, обнимает её и быстро удаляется.

Лючия поражена странным видом сына, предчувствие какой-то беды мучит её. В тревоге она зовет Сантуццу. Вдали слышен шум, тревога, голоса постепенно приближаются. Несколько женщин прибегают с печальным известием, что Туридду зарезан. Сантуцца и Лючия падают в обморок. Все поражены.

О спектакле

Оперу «Сельская честь» 26-летний Пьетро Масканьи (1863–1945) написал всего за два месяца. Толчком для её создания послужил конкурс на новый одноактный оперный спектакль, проводимый миланским издательством Casa Sonzogno. Хотя произведение было закончено быстро, а в основу сюжета легла популярнейшая в Италии новелла Джованни Верги, в успех своего детища молодой музыкант верил слабо: это был его первый серьёзный опыт написания оперы. В итоге на конкурс партитуру «Сельской чести» втайне отправила жена композитора. В марте 1890 года из более 70 представленных работ первое место жюри отдало Масканьи. Эта победа обеспечила композитору ежемесячную стипендию в течение двух лет и гарантировала постановку оперы на театральной сцене.

Премьера 17 мая 1890 года в римском театре «Костанци» вошла в историю. Триумфальный успех спектакля провозгласил в Италии начало новой оперной эпохи — веризма. Вместо пафоса выдающихся исторических персонажей и аристократов зрители увидели хроники жизни крестьян простой сицилийской деревушки. Не скованные галантным воспитанием знати, герои «Сельской чести» обнажали свои эмоции без прикрас.

События в опере развиваются молниеносно: всё действие происходит в течение нескольких часов одного дня. На фоне празднования Пасхи разворачивается любовная мелодрама неверного Туридду и брошенной Сантуццы. Вокальные партии героев, полные мелодических богатств, подчас настолько эмоционально накалены, что требуют «аффектированного» пения. Драматические пики (в основном, дуэты) перемежаются со сценами народного веселья, духовных молитв или изображением картин безмятежного весеннего спокойствия средствами оркестра (таково знаменитое Интермеццо, ставшее завсегдатаем концертных программ). Трагический исход происходит за сценой: возгласом из хора на фоне тремоло оркестра композитор ставит точку в сельской драме.

Впервые на Приморской сцене во Владивостоке «Сельская честь» прозвучит в концертном исполнении в программе V Дальневосточного Международного фестиваля «Мариинский». Оперу представит труппа Мариинского театра из Санкт-Петербурга: ведущие солисты, хор и симфонический оркестр под управлением маэстро Валерия Гергиева.

Наталья Рогудеева


Продолжительность концерта: 1 час 20 минут
Концерт идёт без антракта

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2021
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)