Чествование 250-летнего юбилея Людвига ван Бетховена отмечается на Приморской сцене Мариинского театра серией моноавторских камерных вечеров. В заключительном концерте цикла прозвучат инструментальные ансамбли для струнных и вокальная музыка композитора.
Соната № 4 ля минор, соч. 23 (1801) открыла новый этап в скрипичном творчестве Бетховена. В ней господствует взволнованно-тревожное чувство, биографы связывают это с драматическими событиями в жизни автора, у которого серьёзно ухудшался слух. В целом фактура сонаты аскетична и, несмотря на интенсивность развития, все три части заканчиваются на pianissimo (очень тихо).
Дуэт для альта и виолончели ми-бемоль мажор, WoO 32 (1796) содержит юмористический подзаголовок «Для двух очкариков» (Duett mit zwei obligaten Augengläsern), намекающий на близорукость первых исполнителей — самого автора и его друга, виолончелиста-любителя Николауса Цмескаля. Под стать названию и настроение музыки — это шутливый, полный игривости диалог инструментов.
«К далёкой возлюбленной», соч. 98 — первый в истории музыки концептуальный вокальный цикл, который позже возьмут за образец композиторы-романтики. Бетховен написал его в апреле 1816 года, получив по почте стихотворения молодого врача и поэта-любителя Алоиза Ейтелеса. Содержание его стихов потрясло композитора созвучностью с ситуацией в своей личной жизни: исследователи предполагают, что цикл посвящён таинственной возлюбленной Бетховена, к которой сохранились несколько писем 1812 года, но её личность не установлена до сих пор. Цикл «К далёкой возлюбленной» имеет подзаголовок Liederkreis («Круг песен») и включает шесть песен, которые идут без перерыва. В завершении звучит эпилог с возвращением музыкального материала первого номера — таким образом, «круг» замыкается.
«12 ирландских народных песен», WoO 154 для одного или двух голосов в сопровождении инструментального трио (скрипки, виолончели, фортепиано) — образец специфического жанра, снискавшего популярность среди европейских любителей музыки в начале XIX века. Профессиональные композиторы создавали новую гармонизацию и инструментовку для известных народных мелодий (зачастую, с новым текстом). Бетховен делал подобные обработки по заказу шотландца Джорджа Томпсона — музыканта-любителя, увлекавшегося собиранием народных песен. Написанные в разные годы (1810–1813), «Ирландские песни» Бетховена были собраны в сборник и опубликованы Томпсоном лишь после смерти композитора в 1855-м. Некоторые из бетховенских обработок казались ему слишком сложными и изощрёнными для любителей, что отложило время их выпуска. Однако со временем недостаток превратился в достоинство: богатство гармоний придаёт звучанию небольшого ансамбля невероятную насыщенность и объём.
Наталья Рогудеева