Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Моцарт


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солистка — Йол Юм Сон (фортепиано, Южная Корея)
Анастасия Щеголева
Евгений Ахмедов
Эвелина Агабалаева
Дмитрий Григорьев
Ответственный концертмейстер — Арина Ваганова
Симфонический оркестр и хор Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Павел Смелков


В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром № 20 ре минор, KV 466
Реквием, KV 626

О концерте

Концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром благодаря своему романтическому и страстному характеру принадлежит к числу самых популярных концертов Моцарта. Первая часть предвосхищает патетические страницы «Дон Жуана», третья — финал 40-й симфонии. Партитура была окончена Моцартом 10 февраля 1785 года, а уже на следующий день композитор исполнял новое произведение в зале казино Мельгруб на открытии серии из шести концертов по подписке. Играть партию клавира, одновременно дирижируя, было его излюбленной формой появления на публике. Именно Моцарт в 1780-е годы совершил революцию, избавив фортепиано от роли аккомпаниатора (которую по традиции исполнял в оркестре клавесин и другие клавишные инструменты) и превратил его в настоящего солиста. Моцарт предназначал свои концерты для самой широкой публики. В письме к отцу он говорит: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки — впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими».

Анна Булычёва

Пожалуй, ни одно музыкальное произведение не окружено таким количеством легенд и тайн, как Реквием Моцарта.

Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Реквием и скрылся.
И далее:
Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек.

Загадочная история о черном человеке и Реквиеме легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», написанной в 1830 году. Тот же сюжет занимает центральное место в нашумевшем фильме Формана «Амадеус», появившемся спустя полтора столетия. Мистический флер этой легенды немало способствовал популярности последнего, так и не законченного опуса великого композитора (его завершил по эскизам Моцарта его ученик Зюсмайер), хотя истинные обстоятельства заказа выяснились довольно скоро.
Таинственный незнакомец, предстающий у Пушкина как «виденье гробовое», был всего лишь слугой графа Вальзегга – большого любителя музыки, недурно игравшего на нескольких инструментах. Граф не довольствовался славой исполнителя, он желал непременно приобрести известность и как композитор, однако способностей к сочинению не имел. Блестящая изобретательность помогла ему тем не менее преодолеть это «незначительное» затруднение. За большую плату он анонимно заказывал лучшим композиторам произведения, которые затем выдавал за свои. «Творческий» замысел Реквиема, заупокойной службы, у него родился в связи с годовщиной смерти жены. Вопреки легендарной версии, Моцарт не спешил приступать к выполнению заказа. Согласившись на сделку из-за крайней нужды в деньгах, он откладывал работу, надеясь заработать сочинением «от себя», а не от чужого лица, и серьезно занялся Реквиемом только когда смертельная болезнь приковала его самого к постели. Эта болезнь стала поводом для слухов о насильственной смерти Моцарта и сыграла злую шутку с выдающимся оперным композитором и педагогом Антонио Сальери, вошедшим в сознание потомков лишь в качестве отравителя своего гениального соперника. В действительности Сальери вряд ли был виновником кончины Моцарта, хотя… «кошки между ними все же пробегали». Реквием, написанный для хора, солистов и оркестра, создан на традиционный латинский текст и развивает традиции ораториальных сочинений Баха и Генделя, партитуры которых Моцарт серьезно изучал. В сольных, ансамблевых и оркестровых эпизодах ощущается опыт композитора в оперном жанре. Яркие выразительные средства обеспечили Реквиему успех на концертной сцене, а моцартовская трактовка частей стала эталоном и продолжает оказывать влияние на композиторов вплоть до наших дней (Реквием Слонимского).

Надежда Кулыгина

Об исполнителях

Программа Аткинс — проект, объединяющий в стенах Мариинского театра ведущих мировых преподавателей, концертмейстеров, репетиторов и консультантов по вокальному мастерству, исполнительским традициям и практике, языкам, музыкальным стилям, технике актёрской игры, интерпретации, сценическому движению. Стипендиаты проекта — девять молодых певцов, уже получивших публичное признание, лауреаты и обладатели специальных призов и дипломов самых престижных международных конкурсов и фестивалей. В течение сезона солисты работают с преподавателями и пианистами Мариинского театра, а также с педагогами Метрополитен-оперы, Ковент-Гарден, Оперы Сан-Франциско, Театро Реджо в Торине. Со стипендиатами занимаются такие репетиторы, как Крэйг Рутенберг, Кристофер Миддлтон, Деннис Жок, режиссёры Лори Фелдман, Питер МакКлинток и Паула Вильямс.

Участие в Программе даёт исключительные возможности для артистического развития и профессионального становления: обучение за границей, практика итальянского языка в L’universita per stranieri в Сиене.

Наряду с совершенствованием певческих умений, стипендиаты Программы Аткинс гастролируют в составе труппы Мариинского театра и принимают участие в фестивалях: «Звёзды белых ночей», Пасхальном фестивале, Международном Дальневосточном фестивале «Мариинский», «Мариинский – Владикавказ». Также участники Программы Аткинс задействованы более чем в тридцати постановках Мариинского театра: «Идиот», «Евгений Онегин», «Дон Жуан», «Соловей», «Травиата», «Любовный напиток», «Бенвенуто Челлини», «Царская невеста», «Симон Бокканегра», «Так поступают все», «Опричник», «Отелло», «Обручение в монастыре». Солисты неоднократно были с гастролями в Мексике, Чили, сотрудничали с Мюнхенским филармоническим оркестром.

Художественный руководитель проекта — Валерий Гергиев.
Проект существует благодаря щедрой финансовой поддержке Вероники Аткинс (США).

Музыкальный репетитор-консультант — Крэйг Рутенберг
Коучи и репетиторы — Ольга Кондина, Арина Ваганова, Александр Рубинов
Приглашённые коучи — Кристофер Миддлтон (Великобритания), Деннис Жок (США), Валерия Полунина (Россия, США)
Режиссёры-репетиторы — Питер МакКлинток (США), Лори Фелдман (США, Италия), Паула Вильямс (США)
Концертмейстер — Елена Самарина
Преподаватели иностранных языков — Ирина Щербакова, Наталья Ломакина, Наталья Рассказова

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)