Владивосток, Приморская сцена, Малый зал

Мавра


Опера Игоря Стравинского

Исполнители

Дирижёр –

Антон Торбеев

Авторы и постановщики

Музыка Игоря Стравинского
Либретто Бориса Кохно по мотивам поэмы Александра Пушкина «Домик в Коломне»

Режиссёр-постановщик — Вячеслав Стародубцев
Художник-постановщик — Пётр Окунев
Художник по свету — Никита Курсов
Ответственный концертмейстер — Евгения Акишина

Краткое содержание

Коломна — окраинная часть Петербурга. Лачужка у церкви.

Параша высматривает из окна милого друга, гусара Василия. Она пытается выяснить причину трёхдневного отсутствия кавалера. Допрос не по душе гусару. Он пытается отшутиться, клянётся в любви. Параша, слыша страстное признание, верит ему. Влюблённые договариваются о свидании.

Мать Параши тщетно пытается найти замену умершей кухарке: ведь дешёвая прислуга так редка! Она посылает Парашу на поиски кухарки, а сама предаётся воспоминаниям о недавнем благоденствии. В этом ей помогает подоспевшая соседка. Разговаривая о погоде, хозяйстве, женщины с полуслова понимают друг друга: жизнь так обыденна и полна одних и тех же забот.

Пока они судачат, Параша приводит новую кухарку по имени Мавра (это переодетый гусар Василий). Внешне она очень мила и готова работать за любое вознаграждение. Вдову это устраивает. Она поручает Параше проследить за добросовестностью Мавры и уходит.

Наконец-то Параша остается вдвоём с Василием. Восторгам влюблённых нет границ. Лишь окрик матери, собирающейся вместе с дочерью за покупками, заставляет их расстаться. Кухарке же нужно приниматься за дело.

Оставшись в одиночестве, Василий решает побриться. За этим занятием и застает прислугу внезапно вернувшаяся хозяйка. С криком: «Разбойник! Злодей!» — она падает в обморок. Параша бросается к матери. Прибежавшая соседка кричит: «Держи вора!». Гусар выскакивает из дома через окно. Тщетно пытается Параша его вернуть.

О спектакле

Одноактная комико-бытовая опера «Мавра» была сочинена Стравинским в 1922 году и посвящена памяти Пушкина, Глинки и Чайковского. Эти имена определили характер замысла произведения. Самым возвышенным творениям Пушкина, Глинки и Чайковского не было чуждо ничто земное. Их авторы не боялись обвинений в «снижении стиля», умея находить очарование в простой жизни обычных людей и воплощать эту жизнь на её же языке. «Домик в Коломне», ставший сюжетной основой оперы, — рассказ о девице Параше и её ухажёре, переодетом кухаркой Маврой, — появился как ответ Пушкина на критику, что он не пишет «серьёзные» произведения во славу русского оружия. И вслед за Пушкиным Стравинский тоже иронически (то мягко-насмешливо, то острогротескно) трактует эту историю. Четыре персонажа оперы — легко узнаваемые герои бытовых комедий: сентиментальная барышня, мечтающая о женихе; падкий на любовные приключения Гусар; мать и соседка — кумушки, которые боятся всего, а наиболее — быть одураченными (что с ними, естественно, и происходит). Какими музыкальными средствами усилить комический эффект? Конечно, поместить разнообразные интонации XIX века (мотивы из опер «Жизнь за царя» и «Евгений Онегин», цыганский романс и водевильные куплеты) в новую систему отношений — сферу музыки ХХ века, где привычная связь между мелодией и аккомпанементом нарушена, и они сочетаются по принципу нарочитого несовпадения. Кроме того, партитура Стравинского создаёт впечатление, что «Мавра» идёт в сопровождении военно-духового оркестра, играющего где-то на улице, бульваре или в саду, — как бы за окнами того самого «Домика в Коломне».

Постановка Приморской сцены тоже идёт по пути Пушкина и Стравинского, предлагая решение в духе знаменитых русских водевилей с переодеваниями. В этой постановке водевильная по происхождению опера предстаёт именно такой пьесой, то есть маленькой комедией с музыкой — предшественницей оперетты и мюзикла. В ней музыкальные сцены прослаиваются разговорными, где использован текст «Домика в Коломне», не вошедший в либретто. Его исполняет загримированный под Пушкина актёр, предваряя и комментируя оперные события, а подчас выступая и непосредственным участником сценического действа. Ещё один дополнительный персонаж, отсутствующий у композитора, — балерина, также помогающая иллюстрировать определённые сюжетные моменты (например, танец цыганочки, о которой поёт Гусар). В сценическом оформлении спектакля — лаконичном, как сама опера — прослеживается аналогичное методу Стравинского сочетание примет стиля XIX столетия с элементами современной жизни. Важно и то, что маленькая опера «Мавра» ставит отнюдь не маленькие задачи перед солистами. Здесь особенно требуется быть не просто певцом, но певцом-актёром, не только успешно справиться со сложными вокальными партиями, но и создать яркий образ за короткий период своего пребывания на подмостках.

Надежда Кулыгина


Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 17 февраля 2018 года, Владивосток

Продолжительность спектакля 40 минут

Возрастная категория 12+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)