Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Симон Бокканегра

Опера в трёх действиях с прологом

Исполняется на итальянском языке
(сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

Исполнители

Дирижёр –

Кристиан Кнапп (США)

Симон Бокканегра — Роман Бурденко
Якопо Фиеско — Михаил Петренко
Мария Бокканегра под именем Амелии Гримальди — Ирина Чурилова
Габриэль Адорно — Отар Джорджикия
Паоло Альбиани — Владимир Мороз
Пьетро: Евгений Плеханов
Анжела: Татьяна Макарчук
Капитан: Всеволод Марилов

Авторы и постановщики

Музыка Джузеппе Верди
Либретто Франческо Марии Пьяве в переработке Арриго Бойто по одноименной пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса

Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик и художник-постановщик — Андреа Де Роза
Художник по костюмам — Алессандро Лаи
Художник по свету и видео — Паскуале Мари

Ответственный концертмейстер: Алла Бростерман

Краткое содержание

Действие происходит в Генуе и ее окрестностях в XIV веке.
Между прологом и первым действием проходит 25 лет.

Пролог
Площадь в Генуе.
Паоло и Пьетро обсуждают, кто должен стать первым дожем Генуи. Паоло настаивает, что должен быть избран Симон Бокканегра, корсар, избавивший морские владения Генуи от африканских пиратов. Бокканегра – плебей, человек не знатного происхождения, и его избрание должно положить конец власти патрициев (аристократии).
Симон Бокканегра неохотно соглашается на уговоры Паоло стать дожем: ему не нужна власть, но он надеется, что таким образом он сможет обвенчаться со своей возлюбленной Марией. Ее отец, патриций Якопо Фиеско, не согласен на ее брак с корсаром и держит дочь взаперти. Симон – отец ребенка Марии, и Фиеско ненавидит корсара за поруганную честь его дочери. Паоло и Пьеро убеждают собравшуюся толпу избрать дожем корсара.
Мария умерла. Якопо Фиеско обвиняет в смерти своей дочери Симона Бокканегру. Хор за сценой оплакивает Марию.
Появляется Бокканегра, он просит Фиеско о примирении. Фиеско готов простить Симона, если тот отдаст ему внучку. Однако это невозможно: недавно девочка исчезла. Симон входит во дворец Фиеско и видит Марию мертвой. В этот момент толпа приветствует нового дожа Генуи – Симона Бокканегру.

Действие I
Во время правления Симона Бокканегры аристократические семьи Фиеско и Гримальди оказались в изгнании. Якопо Фиеско скрывается в поместье Гримальди под именем монаха Андреа. Там же под именем Амелии Гримальди живет дочь Бокканегры Мария, ее настоящего происхождения не знает никто.
В предрассветный час Амелия ждет своего возлюбленного, Габриэля Адорно. Она знает, что Габриэль вместе с Андреа готовит восстание против дожа, и просит его отказаться от опасного замысла. В поместье должен вот-вот прибыть дож; он собирается просить руки Амелии для одного из своих приближенных, Паоло.
Андреа благословляет брак Габриэля и Амелии и рассказывает Габриэлю, что под именем Амелии Гримальди скрывается сирота.
Прибывает дож. Он дарует прощение семье Гримальди и разрешает братьям Амелии вернуться в Геную. Девушка в ответ рассказывает дожу о своем прошлом и признается, что у нее есть возлюбленный. Бокканегра узнает в ней свою дочь Марию. Амелия счастлива: наконец-то она обрела отца.
Дож сообщает Паоло, что его брак с Амелией невозможен. Паоло не готов смириться с волей дожа и намерен похитить девушку.

Картина вторая
Зал совета во Дворце дожей.
Дож и совет обсуждают государственные дела. Татарский хан побежден, и корабли Генуи могут беспрепятственно ходить по Черному морю; Франческо Петрарка просит мира от имени Венеции, но генуэзские консулы призывают к войне. С площади доносятся крики: толпа требует смерти дожа. Бокканегра приказывает пустить во дворец бунтовщиков во главе с Габриэлем Адорно. Амелия была похищена, и Габриэль уверен, что это сделал дож. Появляется Амелия: она сбежала от похитителей и утверждает, что настоящий преступник находится среди присутствующих. Бокканегра просит помощи Паоло в поиске похитителя и заставляет его произнести проклятие злодею. Паоло в ужасе: он проклял самого себя.

Действие II
Комната во Дворце дожей.
Паоло одержим жаждой мести – он насыпает яд в графин, стоящий на столе дожа. Кроме того он намерен подговорить одного из пленников убить Симона. Приводят Габриэля и Фиеско. Паоло предлагает Фиеско убить спящего дожа, но тот отказывается совершить столь подлый поступок. Тогда Паоло убеждает Габриэля, что Амелия стала любовницей дожа, вручает ему кинжал и удаляется.
Появляется Амелия. Она пытается объяснить своему возлюбленному, что его ревность напрасна, но Габриэль не верит ей. Входит дож, и Амелия прячет Габриэля на балконе.
Она сообщает отцу, что ее возлюбленный – Габриэль Адорно, руководитель восстания. Бокканегра обещает простить Габриэля, если тот раскается. Он пьет отравленную воду и засыпает.
Габриэль хочет убить спящего дожа, Амелия пытается помешать ему. Дож просыпается. Узнав, что его возлюбленная – дочь Бокканегры, Габриэль раскаивается и встает на сторону дожа. К дворцу вновь приближаются восставшие. Габриэль отправляется к ним с предложением мира.

Действие III
Зал во Дворце дожей.
Восстание подавлено. Паоло, принимавшего участие в бунте, ведут на казнь. Перед смертью он видит Фиеско и сообщает ему, что организовал похищение Амелии и отравил Бокканегру.
Слышен свадебный хор: Габриэль венчается с Амелией. Бокканегра один. Он чувствует, что скоро умрет, и с тоской вспоминает о вольном море. Входит Фиеско, он жаждет отомстить Бокканегре и пророчит ему близкую смерть. Но Симон рад видеть Фиеско: его дочь нашлась, и примирение наконец-то стало возможным.
Фиеско прощает давнего врага. Бокканегра умирает на руках дочери, назначив преемником Габриэля. Фиеско провозглашает нового дожа.

О спектакле

История оперы знает немало случаев, когда премьеры шедевров оборачивались провалом. К числу произведений с нелёгкой сценической судьбой, куда входят «Кармен» и «Травиата», принадлежит и «Симон Бокканегра», также не понятый с первого раза. Его появление на свет в венецианском театре Ла Фениче в 1857 году сопровождали неудача и упрёки в запутанности и мрачности сюжета. Верди признал критику справедливой, хотя и продолжал любить своё оперное детище как «горбатого сына». К счастью, «Симону» было суждено пережить обновление и второе рождение, когда Верди обрёл талантливого соратника в лице либреттиста и композитора Арриго Бойто. Он помог Верди доработать литературный текст оперы, прояснив сюжетные линии, сделав образы более крупными, а контрасты — яркими. Центром произведения стала знаменитая сцена в Зале Совета, вдохновившая великого композитора на создание лучших страниц его музыкального наследия. Премьера новой редакции «Симона» состоялась в Ла Скала в 1881 году, и с тех пор именно она украшает репертуар ведущих оперных театров мира. В российской театральной афише это название долгое время было раритетным, и появлением «своего» «Симона» отечественная музыкальная сцена обязана маэстро Гергиеву. В 2008 году опера дважды исполнялась в Концертном зале Мариинского театра с участием приглашённых звёзд — Томаса Хэмпсона и Ферруччо Фурланетто, а в 2016 году на новой сцене Мариинского театра прошла премьера полномасштабного спектакля в авторской копии совместной итальянской постановки (режиссёр и художник-постановщик — Андреа Де Роза), ставшая ярчайшим событием театрального сезона. Приход оперы о прославленном доже-корсаре в Петербург и Владивосток весьма закономерен и символичен, ибо это — одно из самых «морских» произведений в истории мировой музыки. Море — не просто красочный оркестровый фон, но главный персонаж и участник действия: его дыхание насквозь пронизывает партитуру Верди, к нему неизменно обращены мысли титульного героя. История Симона тоже погружена в водоворот любви и политики, где сливаются воедино борьба за власть и личная драма. Образ Бокканегры, в котором сочетаются государственный деятель и любящий родитель, справедливо сравнивают с Борисом Годуновым Мусоргского. Постановка, лаконичная и величественная одновременно, тонко следует колориту и атмосфере оперы. Декорации намечают историческую эпоху акцентами в виде фрагмента готического фасада или трона правителя. Основное внимание концентрируется на героях, облачённых в роскошные костюмы с преобладающими серебристо-голубыми и тёмно-синими (цвета моря), а также пурпурно-золотыми (цвета любви и власти) оттенками. И над всем царит водная стихия — вечная и изменчивая, она получает зримое воплощение через проекции на гигантскую циклораму.

Надежда Кулыгина


Мировая премьера: Театр Ла Фениче (Венеция), 12 марта 1857 года (первая редакция)
Театр Ла Скала (Милан), 24 марта 1881 года (вторая редакция)

Петербургская премьера: 5 февраля 2016 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Совместная постановка Театра Ла Фениче и Театра Карло Феличе (Италия)

Продолжительность спектакля 3 часа
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

© 2016 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации